Качалов Владимир Алексеевич

Директор ООО «ИНТЕРСЕРТИФИКА»

Материал подготовлен на основе статьи, опубликованной в журнале «Методы оценки соответствия», 2013 г., №№ 7-12, 2014 г., № 1

ПРЕДИСЛОВИЕ

В ходе своих многочисленных встреч с представителями различных организаций, принявших решение о внедрении и последующей сертификации систем менеджмента, автору практически всегда приходилось слышать от них вопросы, касающиеся порядка проведения будущей сертификации.

Цель настоящей подборки – получить краткую, но конкретную информацию по тем вопросам, которые чаще всего возникают в данной ситуации. Для ответа на них автор выбрал форму комментариев к целому ряду мифов и ошибочных представлений, бытующих как в отношении сертификации как таковой, так и сертификации систем менеджмента.

Автор надеется, что представленный набор поможет снять многие «висящие» в таких организациях вопросы и более отчетливо представить себе, что именно будет происходить при сертификации их систем менеджмента.

Материал структурно представлен в виде семи частей:

  • Часть 1. Мифы о сертификации как таковой.
  • Часть 2. Мифы о международной и национальной сертификации систем менеджмента.
  • Часть 3. Мифы о статусе Органов по сертификации систем менеджмента.
  • Часть 4. Мифы об аудиторах систем менеджмента.
  • Часть 5. Мифы о методике организации и проведения сертификации систем менеджмента.
  • Часть 6. Мифы о процедуре проведения сертификационных аудитов систем менеджмента.
  • Часть 7. Мифы о бизнес-результатах сертификации систем менеджмента.

Часть 1. Мифы о сертификации как таковой

Нет, это не так. Вначале сертификацию действительно связывали только с продукцией. Так, вышедший в нашей стране в 1993 году закон «О сертификации продукции и услуг» (№ 5151-1 от 10 июня 1993 года) в самой первой своей статье «Понятие сертификации» говорил только о сертификации продукции: Сертификация продукции (далее - сертификация) - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Частично это ошибочное мнение сохранилось и сейчас. Например, широко цитируемая «Википедия» (по состоянию на 25.05.2013) все еще дает следующее определение сертификации: Сертифика́ция (лат. Sertifico – удостоверяю) – подтверждение соответствия качественных характеристик товара стандартам качества.

Вместе с тем, принятый еще в 2002 году Федеральный закон «О техническом регулировании» (№ 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г.) расширил понятие сертификации, определив ее как форму осуществляемого Органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Сегодня в общем случае под сертификацией понимают деятельность по подтверждению соответствия чего-то чему-то. Поэтому, на самом деле, добровольно сертифицировать можно всё, по отношению к чему установлены требования, в т.ч. продукцию, работы (услуги), компетентность отдельных лиц, а также системы менеджмента.

Сертификация может быть добровольной или обязательной. Что касается обязательной сертификации, то она к системам менеджмента не применима, поскольку в Российской Федерации объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации и включенная в «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации» (ст. 23 Федерального закона «О техническом регулировании», Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982).

Часть 2. Мифы о международной и национальной сертификации систем менеджмента

Нет, это не так. На территории любой страны юридически значимую силу (в т.ч. обязательность или добровольность применения) имеют лишь документы, принятые соответствующими уполномоченными органами этой страны. По этой причине сами по себе международные стандарты изначально носят для любой страны и хозяйствующих в ней субъектов лишь рекомендательный характер, вне зависимости от того, как страна проголосовала – «за» этот стандарт или «против».

Часть 3. Мифы о статусе Органов по сертификации систем менеджмента

Нет, это не так. В принципе любое лицо (юридическое или частное), желающее оказывать услуги по сертификации, должно приобрести статус Органа по сертификации, для чего ему необходимо получить аккредитацию. В большинстве развитых стран этим занимаются национальные службы или Органы по аккредитации (в Германии, например, это DAkkS). Свидетельством наличия такой аккредитации кроме официального сертификата является также специальный знак, право на использование которого в рекламных целях (в т.ч. на размещение на выдаваемых сертификатах) Орган по сертификации получает при своей аккредитации.

В Российской Федерации в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. № 86 «О единой национальной системе аккредитации» создана Федеральная служба по аккредитации. Новое ведомство находится в ведении Минэкономразвития и выполняет функции по формированию единой национальной системы аккредитации, проведению аккредитации и осуществлению контроля деятельности аккредитованных лиц.

Особо отметим, что в Российской Федерации аккредитация Органов по сертификации, выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе добровольности (ст. 31 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ). Аналогичное правило действует и в других странах.

С учетом этого аккредитованный в какой-то области Орган по сертификации может действовать одновременно как Орган по сертификации и в какой-то другой области сертификации тоже, но уже без официальной аккредитации. Конечно, в этом случае права размещать на выдаваемом сертификате или в других местах соответствующий знак, свидетельствующий о наличии у этого Органа по сертификации соответствующей аккредитации, просто не будет.

Другое дело, что сертифицирующимся компаниям надо понимать: доверие к результатам сертификации, проведенной аккредитованным для этого Органом по сертификации (такая сертификация называется иногда «аккредитованной сертификацией»), будет выше, чем к результатам сертификации, проведенной Органом по сертификации, не имеющим соответствующей аккредитации. Причина этого проста: положительные итоги аккредитации основываются на результатах серьезной проверки соответствия деятельности Органа по сертификации в заявленной для аккредитации области требованиям международно-признанных стандартов, предъявляемым к таким органам.

Часть 4. Мифы об аудиторах систем менеджмента

Нет, это не так. Хотя, как справедливо отмечено в Руководстве «Кодекс поведения и этики аудитора» от 15 мая 2006 г. Группы по практике проведения аудитов на соответствие ISO 9001, не вызывает сомнений тот факт, что аудиторы часто рассматриваются на местах как привилегированные персоны, наделенные большими полномочиями.

На самом деле аудиторы являются лицами, признаваемыми и нанимаемыми Органом по сертификации для работы в качестве экспертов. Они осуществляют важную миссию, но, все-таки, не обладают правом принятия решений. Аудиторы могут только высказать свое мнение и по итогам конкретного аудита дать предложения Органу по сертификации по вопросу признания или непризнания соответствия проанализированного объекта критериям сертификации.

По этой причине при несогласии с итогами оценки аудиторов соответствия тем или иным требованиям у аудитируемой организации есть полное право не подписывать соответствующие протоколы/акты о несоответствии и официально направить свои возражения в Орган по сертификации. Окончательное решение будет приниматься там.

Часть 5. Мифы о методике организации и проведения сертификации систем менеджмента

Нет, это не так. На самом деле и Орган по сертификации, и то, на соответствие чему заявитель хотел бы проверить свой объект сертификации (а последнее и есть критерий сертификации), определяет исключительно заявитель аудита. Другое дело, что выбранный Орган по сертификации может как иметь, так и не иметь полученной в установленном порядке аккредитации в этой области сертификации, что в будущем может повлиять на признаваемость итогов сертификации разными потенциальными потребителями владельца сертификата.

Часть 6. Мифы о процедуре проведения сертификационных аудитов систем менеджмента

Нет, это не так. Конечно, сама по себе сертифицируемая организация изменить план не имеет права. Вместе с тем, в соответствии с требованиями международного стандарта ISO/IEC 17021:2011 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента» (п. 9.1.8) план аудита должен быть направлен организации-клиенту заблаговременно, при этом заранее с ним должны быть согласованы даты проведения аудита. Аудитируемая же организация вправе предложить внести в этот план изменения, обусловленные объективными причинами, среди которых, например:

  • отсутствие в подразделении деятельности, которую запланировано проанализировать;

  • отсутствие у должностного лица, которого запланировано проинтервьюировать, ответственности за ту деятельность, которую запланировано проанализировать;

  • целесообразность изменения времени посещения тех или иных подразделений с учетом фактического режима их работы;

  • целесообразность изменения последовательности посещений тех или иных подразделений из-за технологических особенностей.

Часть 7. Мифы о бизнес-результатах сертификации систем менеджмента

Нет, это не так. В Руководстве «Документы, касающиеся ожидаемых результатов сертификации» от 10 августа 2010 г. Группы по практике проведения аудитов на соответствие ISO 9001 разъясняется следующее:

1. Важно подчеркнуть, что ISO 9001 содержит требования к системе менеджмента качества организации, а не к продукции организации. Аккредитованной сертификации по ISO 9001 следует обеспечивать доверие к способности организации «постоянно предоставлять продукцию, которая соответствует требованиям потребителя, а также применимым законодательным и нормативным требованиям». Это не обязательно означает, что организация всегда будет поставлять продукцию, которая на 100% соответствует требованиям, хотя это намерение, конечно же, должно быть постоянной целью организации.

2. Аккредитованная сертификация по ISO 9001 не означает, что организация предоставляет какую-то превосходную продукцию, или что сама продукция сертифицирована на соответствие требованиям стандартов ISO (или каких-либо других стандартов) или спецификаций.

Правильнее говорить о рисках получения некачественной продукции: у компаний с сертифицированной СМК он меньше.