Понимание процессного подхода

1. Помощь аудитору в интерпретации процессного подхода

Если аудитор не понимает или неправильно понимает процессный подход, направьте его к признанным источникам информации, таким, как стандарт ИСО 9000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» и документ ISO/TC 176/SC 2/N544 «Руководство по концепции и использованию процессного подхода» из «Пакета документов по вводу и поддержке ИСО 9000», который имеется в наличии по адресу http://www.iso.org/tc176/sc2.

Органу по сертификации следует обеспечить, чтобы все его аудиторы получили достаточную подготовку по требованиям ИСО 9001, особенно по тем, которые относятся к процессному подходу. Аудитору следует осознать, что этот подход включает в себя несколько шагов, в т.ч.:

  • определение процессов и ответственности, необходимых для достижения целей организации в области качества;
  • определение и предоставление необходимых ресурсов и информации;
  • создание и применение методов осуществления мониторинга и/или измерения и анализа каждого процесса;
  • создание и применение процесса постоянного повышения результативности СМК.

Концепция процессного подхода должна достаточно хорошо пониматься аудиторами, чтобы они не ограничивались лишь терминологией, имеющейся в стандарте. Аудитируемые организации могут использовать свою собственную «внутрифирменную» терминологию. Аудиторы должны быть осведомлены о том, что применение процессного подхода в разных организациях будет отличаться в зависимости от размера и сложности организации и ее видов деятельности. Особое внимание следует уделить ситуации на малых и средних предприятиях, поскольку аудиторам не следует ожидать слишком большого количества процессов в их СМК.

2. Помощь аудитируемой организации в интерпретации процессного подхода

Если аудитор встречается с полным непониманием со стороны аудитируемой организации, то эту ситуацию обычно следует идентифицировать на 1-й ступени аудита.

Аудитору следует отослать аудитируемую организацию к признанным источникам информации, таким, как те, которые были указаны в предыдущем разделе. (В частности, в уже упомянутом документе ISO/TC 176/SC 2/N544 изложены различные шаги в процессном подходе и предоставлены полезные руководящие указания с примерами.)

Аудитируемой организации следует также уделить достаточное внимание:

  • установлению целей процесса;
  • планированию процесса;
  • ведению подходящих записей.

Аудитируемые организации часто идентифицируют слишком много процессов; некоторые из них или даже все являются видами деятельности, которые не соответствуют требованиям к процессу в том смысле, в каком ИСО 9001 использует эту концепцию. В такой ситуации аудитору следует (на 1-й ступени аудита) предложить аудитируемой организации повторно определить свои процессы, исходя, например, из важности видов деятельности. Это может быть особенно уместно для малых и средних предприятий.

Дата публикации: 5 июня 2009 г.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies.
Ok