ISO 14001
-
Вопрос эксперту. Журнал «Методы менеджмента качества», 2019, № 9
В стандартах ISO 9001:2015, ISO 14001:2015 и ISO 45001:2018 приведены примеры улучшений. При этом в набор примеров, который есть в двух последних стандартах, в ISO 9001:2015 дополнительно включены еще действия по осуществлению коррекции. В связи с этим у нас возникли вопросы:
1. Действительно ли действия по устранению несоответствий в системах экологического менеджмента и менеджмента профессиональной безопасности и охраны здоровья не рассматриваются в стандартах ISO 14001:2015 и ISO 45001:2018 как улучшение?
2. Если осуществление коррекции является улучшением, то достаточно ли будет при аудите системы менеджмента качества продемонстрировать примеры устранения выявленных несоответствий, чтобы подтвердить выполнение требования п. 10.1 ISO 9001:2015 об улучшении?
- Автор: Качалов В.А.
-
Вопрос эксперту. Журнал «Методы менеджмента качества», 2019, № 6
Наша организация сертифицирована на соответствие требованиям стандарта ISO 14001:2015.
Для выполнения его требований мы идентифицировали экологические требования (федеральные законы, постановления Правительства, НП, СНиП и др.) и составили их Реестр. Для исполнения этих требований в организации установлено ознакомление соответствующего персонала с Реестром и документами, входящими в его состав, под подпись на листах ознакомления.
При реализации этого правила у нас возник спор с работниками юридической службы. Они считают, что ознакомление с законодательными актами (федеральными законами, постановлениями Правительства) «под подпись» избыточно, поскольку работники обязаны знать законы, при этом незнание законов от ответственности не освобождает. Им представляется вполне достаточным то, что персонал будет ознакомлен с Реестром, который устанавливает перечень применимых экологических требований.
В связи с этим у нас возник вопрос к вашим экспертам:
- Вопрос: Будет ли считаться несоответствием требованиям ISO 14001:2015 отсутствие письменных свидетельств ознакомления работника с законодательными актами, которыми он должен руководствоваться в своей работе? И если да, то какие требования этого стандарта при этом оказываются невыполненными?
- Автор: Качалов В.А.
-
Вопрос эксперту. Журнал «Методы менеджмента качества», 2015, № 6
В ходе предварительного аудита нашей системы экологического менеджмента нам указали на то, что составленный «Реестр нормативных правовых актов и нормативных документов по охране окружающей среды» отражает лишь наименования документов и не содержит конкретных требований.
- Вопрос: Не могли бы ваши эксперты подсказать, как правильно составить подобный документ?
- Автор: Качалов В.А.
-
Коллизии аудита. Журнал «Методы менеджмента качества», 2015, № 1
Во время аудита системы экологического менеджмента нашей организации было зафиксировано следующее несоответствие по п. 4.4.6 стандарта ISO 14001:2004: «На объекте проведения геофизических исследований под дизель-генератором имеют место проливы масла, канистры с дизельным топливом для заправки дизель-генератора располагались на земле без поддона». Мы согласны, что выявленные факты говорят о том, что были нарушены требования соответствующих законодательных и нормативных документов по охране окружающей среды, но если бы их зафиксировал инспектор Росприроднадзора, мы бы не возражали, ведь эти нарушения здесь налицо. Однако с аудиторами хотели поспорить, поскольку в п. 4.4.6 стандарта ISO 14001 нет прямого требования, чтобы отсутствовали несоответствия требованиям законодательных и нормативных документов. Мы пытались оспорить это несоответствие, но аудиторы заявили, что любое невыполнение таких требований при реализации основной деятельности — это несоответствие требованиям п. 4.4.6.
- Вопрос: Просим разъяснить, действительно ли это так?
- Автор: Качалов В.А.
-
Коллизии аудита. Журнал «Методы менеджмента качества», 2013, № 11
Просим ваших экспертов высказаться по ситуации, возникшей у нас при аудите системы экологического менеджмента (СЭМ). Мы понимаем, что ваш журнал освещает проблемы, связанные преимущественно с внедрением систем менеджмента качества, но специалисты, работающие в этой области, как правило, участвуют в создании и других систем менеджмента, и мы уверены, что проблемы, возникающие при аудитах этих систем, а самое главное их корректные решения будут им не только интересны, но и полезны. Сама же ситуация следующая.
Наша организация занимается производством цветных металлов, используя в качестве одного из сырьевых компонентов лом отработавших свинцовых аккумуляторных батарей. Во время сертификационного аудита нашей СЭМ было зафиксировано следующее некритическое несоответствие по п. 4.4.6 ГОСТ Р ИСО 14001-2007: «Не предоставлены свидетельства экологической оценки ТОО «XXX», являющегося поставщиком лома свинцовых аккумуляторных батарей по контракту № YYY».
В нашей организации идентифицированы и оценены экологические аспекты, связанные с производством цветных металлов, из которых были выделены значительные. В их число не вошли экологические аспекты, связанные с закупкой лома свинцовых аккумуляторных батарей, так как объемы этого вида сырья составляют очень малую часть совокупного перерабатываемого сырья, а временное хранение его на нашей площадке осуществляется надлежащим образом. Поэтому значимость его влияния на окружающую среду по оценке наших специалистов-экологов, полученной на основе принятой у нас методики, попала в категорию «низкая». При этом в указанном контракте установлены требования к этому виду сырья, включая требования о соблюдении природоохранного законодательства при его транспортировании.
Наши возражения, связанные с тем, что в стандарте ГОСТ Р ИСО 14001-2007 нет прямых требований об экологической оценке поставщиков, и в нашем случае в проведении такой оценки нет необходимости, не имели успеха. А ведь даже ГОСТ ISO 9001-2011 требует оценивать и выбирать поставщиков не всей закупаемой продукции, а в зависимости от ее влияния на конечную продукцию.
- Вопрос: Просим разъяснить, кто из нас прав
- Автор: Качалов В.А.