С моей точки зрения, не правы аудиторы. При том, как минимум, по трем основаниям.
Во-первых, ни в ISO 14001:20041(далее — ISO 14001), включая п. 4.4.6, ни в дополняющем его стандарте ISO 14004:20042 (далее — ISO 14004) нигде не употребляется и соответственно не расшифровывается понятие «экологическая оценка поставщика». Поэтому требование аудиторов о проведении такого действия в отношении поставщиков В ПРИНЦИПЕ неправомерно, ибо ТАКОГО требования в ISO 14001 действительно НЕТ. На что в организации аудиторам было совершенно справедливо указано, но, к сожалению, ими НЕ ВОСПРИНЯТО.
Во-вторых, если даже аудиторы ошиблись лишь «литературно», а на самом деле они имели в виду, что организация не установила адекватных мер управления в отношении данного поставщика, то и здесь их претензия является необоснованной.
Чтобы понять это, давайте обратимся к соответствующим местам указанных стандартов.
С одной стороны, в п. 4.4.6 ISO 14001 содержится следующее требование3: «Организация должна определить операции… и спланировать осуществление этих операций в целях обеспечения того , чтобы они осуществлялись в управляемых условиях , путем… разработки, внедрения и обеспечения применения процедур , относящихся к используемым организацией товарам, и информирования поставщиков об относящихся к ним процедурах и требованиях» .
Его поддерживает ISO 14004, где в п. 4.4.6.1 говорится:«При выявлении потребностей в мерах управления деятельностью организации следует рассмотреть все свои операции , включая… закупку» .
На основании этих положений, вроде бы, действительно, аудиторы правы: закупками и, следовательно, поставщиками надо управлять. Если бы не одно «но»: приведенное требование из ISO 14001 не совсем точно. Из него автор сознательно изъял важное положение, которое существенным образом изменяет его содержание.
ОРИГИНАЛЬНЫЙ же текст этого требования имеет следующий вид:«Организация должна определить те операции, которые связаны с установленным и значительными экологическими аспектами, и спланировать осуществление этих операций в целях обеспечения того, чтобы они осуществлялись в управляемых условиях путем… разработки, внедрения и обеспечения применения процедур, относящихся к установленным значительным экологическим аспектам используемых организацией товаров, и информирования поставщиков об относящихся к ним процедурах и требованиях» .
Из этого следует, что ТОЧНЫМ требованием ISO 14001 является обязательность выработки и применения мер управления к поставщикам только ТОЙ продукции, которая при поступлении в организацию ВЛЕЧЕТ за собой ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ экологические аспекты.
Как следует из письма, экологические аспекты, связанные с закупкой свинцового лома, в организации были учтены и по установленной методике оценены. Но в результате их значимость была признана низкой. При этом аргументы, приведенные в письме в пользу этого вывода, несмотря на их «заочность», трудно не признать логичными и весомыми.
Таким образом, зафиксированное несоответствие является необоснованным. Организация ВПРАВЕ не применять к этому поставщику каких-либо мер управления, ибо экологические аспекты, связанные с поставляемой им продукцией, в данной организации НЕ ПРИЗНАНЫ значительными.
В-третьих, давайте посмотрим, а что по существу предпринимает данная организация в качестве мер управления экологическими рисками, связанными с получением и нахождением «под ее юрисдикцией» лома свинца — даже несмотря на то, что связанные с этим экологические аспекты не были в ней признаны значительными.
Вот что по этому поводу говорится в указанных стандартах.
«Организации следует учесть влияние , которое может быть оказано на ее собственные экологические показатели… при закупке продукции , содержащей опасные материалы» (ISO 14004, п. 4.3.1.3).Лом свинца, вне сомнения, относится к таким материалам.
«При создании или модификации мер и процедур управления своей деятельностью организации следует рассмотреть все разнообразие операций , связанных с ее значительными экологическими аспектами . Примеры таких операций включают…обращение с сырьевыми материалами и их хранение»(ISO 14004, п. 4.4.6).
Из письма (а мы не можем изначально не верить его авторам) следует, что хранение лома свинца, относящегося к опасным веществам, «осуществляется надлежащим образом». Иными словами, указанные рекомендации выполнены, даже несмотря на незначительность соответствующих экологических аспектов.
«Организация должна определить те операции , которые связаны с установленными значительными экологическими аспектами , и спланировать осуществление этих операций в целях обеспечения того , чтобы они осуществлялись в управляемых условиях путем… разработки , внедрения и обеспечения применения процедур , относящихся к установленным значительным экологическим аспектам используемых организацией товаров , и информирования поставщиков об относящихся к ним требованиях» (ISO 14001, п. 4.4.6).
«Организации следует рассмотреть , как поставщики могут влиять на ее способность осуществлять менеджмент экологических аспектов , достигать целей и решать задачи , а также иным образом исполнять применимые законодательные и нормативные требования , а также другие требования , которые организация согласилась выполнять . Организации следует разработать необходимые меры управления деятельностью , такие , как… контракты, и передать их в соответствующих случаях своим поставщикам» (ISO 14004, п. 4.4.6).
Как видно из письма, и эти требования/рекомендации, опять, несмотря на незначительность соответствующих экологических аспектов, организацией выполнены.
Все это в совокупности приводит к необходимости сделать в третий раз отрицательный вывод относительности обоснованности зафиксированного несоответствия. Теперь — уже ПО СУЩЕСТВУ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аудиторы в данной ситуации не правы:
а) как по существу — поскольку АДЕКВАТНЫЕ меры управления экологическими аспектами, связанными с получением свинцового лома (как в отношении его поставщика, так и при обращении с этим ломом на своей территории), в данной организации ВЫРАБОТАНЫ И ПРИМЕНЯЮТСЯ,
б) так и по формальным признакам — поскольку требование о проведении «экологической оценки поставщиков» в ISO 14001 ОТСУТСТВУЕТ.
Требования же п. 4.4.6 ISO 14001 распространяются лишь на те виды деятельности (включая обращение с закупаемыми материалами), экологические аспекты которых в организации были признаны ЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ. Как следует из письма, экологические аспекты, связанные с ломом свинца, к таковым не относятся.
НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ
Во - первых, следует рассмотреть одно обстоятельство, которое может иметь место в подобного рода коллизиях при аудите систем экологического менеджмента.
Оно связано с возможностью возникновения у аудиторов при оценке описанной в письме ситуации аргумента, связанного с тем, что они ПОСЧИТАЛИ НЕУБЕДИТЕЛЬНЫМ отнесение значимости экологических аспектов, связанных с получаемым ломом свинца, к низкому уровню. И тогда указанный выше в заключении формальный признак (б), вроде бы, мог иметь место, и служить основанием для фиксирования несоответствия.
Однако, если бы дело и обстояло подобным образом, вести себя ТАК аудиторы НЕ ИМЕЛИ права — как в случае обнаружения каких-то технических ошибок в проведении оценки данных экологических аспектов, так и в случае несогласия с применяемой методикой оценки или выставленными экспертами оценками. Самое большее, что в этой ситуации они могли сделать — РЕКОМЕНДОВАТЬ организации повторно оценить значимость экологических аспектов, связанных с получением свинцового лома, с учетом имеющихся у них соображений. Изменять же решение, принятое организацией относительно значимости какого-то экологического аспекта, может ТОЛЬКО САМА организация.
Во - вторых , следует обратить внимание на то, что автор не только НЕ ПРОТИВ, а двумя руками ЗА то, чтобы при оценке и выборе поставщиков, наряду с их «качественной оценкой», проводилась и их «экологическая оценка», стимулируя тем самым поставщиков обращать внимание и на экологические аспекты своей бизнес-деятельности. В частности, учитывать при оценке и выборе поставщика:
- соответствие его деятельности действующему природоохранному законодательству (например, запрашивая данные о штрафах и/или плате за сверхнормативные воздействия на окружающую среду);
- наличие системы экологического менеджмента, сертифицированной на соответствие требованиям ISO 14001, и т. д.
На это нацеливает сам «дух» стандартов ISO серии 14000.
Однако и в этом случае автор считает, что аудиторы могут лишь РЕКОМЕНДОВАТЬ организации включить «экологическую оценку» в арсенал методов взаимодействия с поставщиками, объяснив целесообразность этого. Принять же такую рекомендацию или отклонить ее по тем или иным основаниям — право лишь САМОЙ организации.
_________________________
1ISO 14001:2004. Environment management system. Requirement with guidance for use (Системы экологического менеджмента. Требования
и руководство по их применению).
2ISO 14004:2004. Environmental management systems. General guidelines on principles, systems and support techniques (Системы экологического менеджмента. Общие руководящие указания по принципам, системам и методам поддержки).
3Здесь и далее цитирование стандартов дается в авторском переводе.