• Наша организация осуществляет проектирование зданий и сооружений и имеет сертификат соответствия СМК требованиям ISO 9001:2000, выданный одним из авторитетных зарубежных органов по сертификации. В последнее время в адрес нашей организации стали поступать предложения от некоторых российских органов по сертификации дополнительно сертифицировать нашу СМК на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2001.  Понятно, что такое предложение не является само по себе чем-то противозаконным, и право принимать его или не принимать остается за самой организацией.

    Но мы столкнулись с другой ситуацией, получив однажды официальное письмо от компании-заказчика, с которой один из таких российских органов административно связан. В нем было сказано, что наличие сертификата, выданного именно этим органом, является обязательным условием подписания контакта на выполнение проектных работ.  Получается, что наличие сертификата, выданного «не своим» органом по сертификации, а органом, относящимся к другой Системе сертификации (несмотря на ее официальную аккредитацию), не является для потребителя свидетельством функционирования СМК в соответствии с ИСО 9001:2000. Но ведь стандарты ИСО серии 9000 являются общими и применимы ко всем организациям, независимо от типа и размера. Нам кажется, что единственной причиной, по которой сертификаты могут отличаться, является отличие в переводах ИСО 9001:2000. Но ведь в ГОСТ Р ИСО 9001-2001 заявлено, что его текст аутентичен ИСО 9001:2000 (п. 3 Предисловия к ГОСТ Р ИСО 9001-2001).  Мы признаем возможность и обоснованность проведения проверок нашей СМК со стороны своих заказчиков в виде аудитов второй стороны. И если заказчик не обладает соответствующим подготовленным персоналом, он, конечно, может нанять для этого специализированную организацию, в т.ч. и орган по сертификации. Но оплачивать это заказчик должен из своих, а не из наших средств.

  • Вопрос: На основании вышеизложенного просим разъяснить правомерность такой дополнительной «добровольно-обязательной» сертификации на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2001

В письме подняты вопросы, которые действительно все чаще стали задавать многие сертифицированные организации.

Вопрос первый: «Имеет ли право потенциальный заказчик устанавливать в качестве условия выдачи заказа требование о сертификации СМК организации-поставщика/ подрядчика/ исполнителя работ на соответствие определенным требованиям»?

Ответ – однозначно «да»! Компания-заказчик собирается решать за свои деньги свои задачи, и в качестве дополнительных гарантий качества выполнения своего заказа вправе устанавливать к будущему поставщику/подрядчику/исполнителю работ свои особые требования, в т.ч. и требование о наличии сертифицированной СМК.

Вопрос второй: «Если потенциальный заказчик установил требование о необходимости сертификации СМК поставщика/подрядчика/исполнителя работ на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000, имеет ли он право указывать Систему сертификации или орган по сертификации, в которых должна быть проведена сертификация»?

Ответ – в общем случае тоже «да», но здесь требуются уточнения, связанные с двумя обстоятельствами.

Первое из них – в поддержку этого «да».

Посмотрите: с одной стороны кажется, что авторы письма правы. Стандарт ИСО 9001:2000 (как и ЛЮБОЙ ДРУГОЙ международный стандарт) в его официальном переводе на ЛЮБОЙ язык должен быть АУТЕНТИЧНЫМ тексту официального издания Международной организации по стандартизации. За это в каждой стране отвечают соответствующие органы исполнительной власти, ведающие стандартизацией. Другое дело, что это не всегда соблюдается (в Российской Федерации, к сожалению, это именно так) – но это тема отдельного разговора.

А раз все тексты аутентичны, то положительные результаты анализа системы менеджмента качества какой-то организации, полученные экспертами хоть и разных Систем сертификации, но ОФИЦИАЛЬНО аккредитованных/зарегистрированных, и проведших анализ на соответствие ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ требованиям, ДОЛЖНЫ вроде бы иметь ОДИНАКОВУЮ силу.

Вместе с тем хорошо известно, что у разных органов и Систем сертификации – разные авторитеты и разная степень доверия к выдаваемым ими сертификатам. И это вполне объяснимо.

Речь идет о совокупности как объективных, так и субъективных факторов. К первым относятся опытность экспертов-аудиторов, ко вторым – принципиальность при проведении аудитов и позиция органа по сертификации по отношению к тому, что получило недвусмысленное название «продажа сертификатов». Именно поэтому, несмотря на то, что ВСЕ органы по сертификации СМК на соответствие ИСО 9001:2000 пользуются ЮРИДИЧЕСКИ одним и тем же документом, у одних органов по сертификации – тысячи клиентов, хотя цена аудита достаточно высока, у других – только десятки, несмотря на относительно низкие цены за сертификацию.

Так, по официальным данным ИСО в мире существует около тысячи органов по сертификации (в России, по моим оценкам, не менее 100). При этом на долю всего пяти лидеров этого рынка услуг (а к ним я отношу LRQA, BVQI, DNV, TUV CERT и SGS) приходится более 40% всех сертификатов, выданных в мире всеми органами по сертификации вместе взятыми.

С учетом вышесказанного заказчик наряду с требованием о сертификации СМК вправе указать те Системы сертификации или конкретные органы по сертификации, которым он доверяет, т.е. чьи сертификаты он ПРИЗНАЁТ. В этом случае организация стоит перед выбором: или сертифицировать свою СМК там, где указывает потенциальный заказчик, и получить заказ, или отказаться от предложенной сертификации и искать других заказчиков.

Второе обстоятельство – против этого «да».

Оно появляется в том случае, когда компания-заказчик указывает в своих требованиях не признаваемые им СИСТЕМЫ сертификации, и даже не СИСТЕМУ сертификации (в которой может быть аккредитовано несколько органов по сертификации), а конкретный и ТОЛЬКО один орган по сертификации.

Это наталкивает на мысль о том, что здесь во главу угла встают не истинные интересы дела (наличие у поставщика/подрядчика/исполнителя работ результативной системы менеджмента качества, гарантирующей своевременное и качественное выполнение заказа), а какие-то другие (хотя и достаточно очевидные) интересы. Более того, подобные действия являются ярким примером искусственной МОНОПОЛИЗАЦИИ, что должно стать предметом интереса соответствующей официальной национальной антимонопольной структуры.

Если вернуться к анализируемой коллизии, то в ней не указан конкретный зарубежный орган, в котором была сертифицирована СМК. Но если это был действительно авторитетный орган, представляющий общепризнанную, авторитетную Систему сертификации, то требование о дополнительной сертификации СМК в другом, конкретно указанном органе по сертификации, с очень большой вероятностью является именно тем вторым обстоятельством, которое заставляет усомниться в обоснованности такого требования именно с точки зрения интересов дела, а не отдельных физических лиц.

Вопрос третий: «Существуют ли случаи, когда заказчик вполне обоснованно может требовать, чтобы СМК поставщика/подрядчика/исполнителя работ была сертифицирована не по ИСО 9001:2000, а на соответствие каким-то другим требованиям»?

Ответ – «да»!

Это может быть, если в определенной отрасли пришли к выводу о том, что стандарт ИСО 9001:2000 не в полной мере учитывает специфику этой отрасли, что в результате инициировало разработку и принятие новых требований (и новых документов), учитывающих указанную специфику.

Именно так появились на свет международные документы, устанавливающие требования к системам менеджмента качества, учитывающие специфику производства

  • комплектующих для автомобильной промышленности - ISO/TS 16949;
  • оборудования для нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности - ISO 29001;
  • пищевой продукции – ISO 22000 и др.

Интересно отметить, что за основу всех этих новых документов был взят стандарт ИСО 9001:2000.

Для проведения работ по сертификации СМК на соответствие этим требованиям Система сертификации (и ее соответствующие органы по сертификации) должны получить необходимую аккредитацию/регистрацию, а их число, как показывает опыт, будет весьма ограниченным. В этом случае потенциальный заказчик вправе указать в качестве своих требований необходимость сертификации в одной из таких специализированных Систем сертификации. Но опять, он должен указать именно Систему (или Системы) сертификации, а не какой-то ОДИН орган.

Вопрос четвертый: «Вправе ли потенциальный заказчик требовать, чтобы организация-поставщик/ подрядчик/ исполнитель работ оплачивала проведение инспекционных проверок своей СМК со стороны заказчика»?

И опять ответ – «да»!

Это такое же законное право заказчика, как и его право требовать наличия сертифицированной СМК. Другое дело – соглашаться организации с этим требованием или нет, учитывая соотношение «затраты-выгоды», другими словами получить этот заказ или искать заказы у других, менее требовательных клиентов. Ведь договор или контракт – это СОГЛАШЕНИЕ сторон.

Заключение.

1. Требование потенциального заказчика о наличии у поставщика/подрядчика/исполнителя работ СМК, сертифицированной на соответствие ИСО 9001:2000 или каких-то других нормативных документов, являются законными и обоснованными лишь при одном условии: заказчик не имеет права монополизировать исполнителя действий по сертификации СМК.

2. Требование со стороны заказчика оплаты поставщиком/подрядчиком/исполнителем работ затрат на проведение инспекционных действий в отношении СМК со стороны заказчика (так называемые «аудиты второй стороны») являются законными и обоснованными, вне зависимости от того, будут ли эти аудиты проводиться собственными силами заказчика, или он для этого будет привлекать сторонние организации.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies.
Ok