Если ответить коротко, то претензия аудиторов НИЧЕМ не обоснована, поскольку в стандарте ISO 9001:2000 ОТСУТСТВУЕТ требование, устанавливающее или рейдирующее временной интервал, в течение которого должен быть проведен полный внутренний аудит СМК.
Вместе с тем, представляется важным рассмотреть не только оценку годовой программы внутренних аудитов, сделанную аудиторами органа по сертификации (не отвлекаясь на очередной пример безобразного технического русского языка, которым «выражено» это несоответствие). Комментариев требует и ПОЗИЦИЯ организации по вопросу планирования внутренних аудитов.
Она выражается следующим образом: если полный внутренний аудит СМК планируется осуществлять раз в год, целесообразнее проводить его «залпом», а не «растягивать удовольствие» на целый год.
Есть ли объективные аргументы «за» эту позицию? Да. Они следующие.
Внутренние аудиты можно проводить силами внештатных аудиторов, поскольку нет нужды держать штатных аудиторов, которые будут заняты аудитами только одну неделю в году1.
Руководителей и персонал подразделений «тревожат» всего раз в году.
Анализ информации по аудитам со стороны руководства можно провести практически сразу, не дожидаясь конца года.
Аргументы вроде вполне разумные, с какой стороны ни посмотри, КРОМЕ ОДНОЙ. Эта сторона — САМА СМК. И вот почему.
Во-первых,в подразделении, которое аудиторы посещают всего раз в году, в течение всего оставшегося времени (а это 51 неделя из 52, т. е. 98% (!) годового баланса) риск возникновения ошибок в период между внутренними аудитами НЕИЗБЕЖНО будет БОЛЬШЕ, чем в случае посещения подразделения с проверками несколько раз в году. Это связано с ПСИХОЛОГИЧЕСКИ предопределенным СНИЖЕНИЕМ чувства ответственности, вызванным практически годовым периодом бесконтрольности. Подобное явление особенно свойственно большим и сложным по структуре организациям, кота-рой является та, чьи представители задали обсуждаемый вопрос. В таком случае нетрудно спрогнозировать последствия этого.
ВЕРОЯТНОСТЬ возникновения несоответствий требованиям к СМК в период между ТАКИМИ аудитами будет БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ. При этом НЕСООТВЕТСТВИЯ в СМК, появившиеся после проведения ТАКОГО аудита, будут существовать почти ЦЕЛЫЙ ГОД, поскольку возможность их обнаружения появится не ранее окончания интервала между аудитами. Это означает, что СТЕПЕНЬ ОБЪЕКТИВНОСТИ заключений, сделанных по итогам «залпового» внутреннего аудита, которыми затем в компании руководствуются ВЕСЬ ГОД, с течением времени РИСКУЕТ значительно ПОНИЗИТЬСЯ и не отвечать фактическому положению дел. Это влечет за собой ИСКАЖЕННОЕ представление о текущем СОСТОЯНИИ СМК в первую очередь у того, кого назначили представителем руководства по СМК, а, как следствие, — и у руководства компании.
Во-вторых,НИКАКОЙ аудитор, занятый в аудитах всего одну неделю в году из 52, т. е. лишь 2% (!) годового баланса, НЕ СМОЖЕТ всегда поддерживать профессиональный уровень высоким, даже если он достиг этого уровня во время подготовки. Это значит, что НАДЕЖНОСТЬ (т. е. достоверность + полнота + тщательность и т. п.) ЗАКЛЮЧЕНИЙ ТАКИХ внутренних аудитов, очевидно, будет ниже, чем у аудитов, проводимых сотрудниками, участвующих в них в качестве внутреннего аудитора в течение года более или менее равномерно МНОГО раз. Ведь только этот режим позволяет аудитору постоянно поддерживать себя «в форме», применяя свои аудиторские навыки СИСТЕМАТИЧЕСКИМ образом.
В-третьих,в стандартеISO 9001:2000требуется, чтобы программа внутренних аудитов планировалась «С УЧЕТОМ статуса и важности процессов и областей, подлежащих аудиту, а также результатов предыдущих аудитов». Из этого ОЧЕВИДНЫМ образом следует, что внутренний аудит ВАЖНЫХ процессов и областей ДОЛЖЕН проходить ЧАЩЕ, чем аудит остальных. Таким образом, если аудит НЕВАЖНЫХ процессов и областей СМК хотят проводить, например, раз в год, то для ВАЖНЫХ процессов и областей он должен проводиться ЧАЩЕ.
Заключение. Сформулированное аудиторами несоответствие не обосновано.
Вместе с тем, если бы процитированный в письме тезис был сформулирован в виде рекомендации, то он был бы вполне уместным. Внутренний аудит, как и внешний, должен «приносить ценность» организации. В Руководстве Группы по практике аудитирования ИСО 9001 (Руководство от 14.10.2004 «Как добавлять ценность во время процесса аудита») отмечено, что для добавления ценности организации в результате аудита:
- должна быть предоставлена информация высшему руководству относительно способности организации достигать стратегические цели;
- должны быть идентифицированы проблемы, которые в случае их устранения будут улучшать деятельность организации;
- должны быть идентифицированы возможности для улучшения и возможные области риска.
С учетом же указанных соображений представляется, что принятый в данной компании подход к планированию внутренних аудитов вряд ли позволяет рассчитывать, что добавляемая ими «ценность» будет значительной.
______________________________
1Здесь пол «внештатными» понимаются не внешние аудиторы, а сотрудники самой организации, для которых деятельность в качестве внутреннего аудитора не является основным видом деятельности, в отличие от сотрудников, для которых проведение внутренних аудитов является «штатной» обязанностью.