Авторы письма, обращаясь с просьбой прокомментировать свою ситуацию, затронули более общую и ПРИНЦИПИАЛЬНО важную проблему деятельности представителей третьей стороны по подтверждению соответствия. Она заключается в следующем: если аудиторы соотносят какое-то свидетельство аудита с критериями аудита на предмет оценивания соответствия, то ДОЛЖНЫ ли они учитывать при этом мнение проверяемой организации?
Правильный ответ — должны. Аудиторы обязаны поступать именно так!
Но это — простой вопрос. Более сложно ответить на другое: «А в КАКОЙ СТЕПЕНИ обязаны учитывать это мнение аудиторы? Должны ли они при этом:
а) всегда идти на поводу у организации, или
б) выслушав мнение проверяемых, в любом случае оставаться верными своей точке зрения, или
в) обязательно найти решение, с которым будут согласны обе стороны?».
Ответ на этот вопрос содержится в пп. 6.5.5 стандарта ISO 19011:2002 «Руководящие указания по проведению аудитов систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента»:
«Несоответствия и поддерживающие их свидетельства... следует проанализировать вместе с проверяемой организацией, чтобы получить подтверждение того, что свидетельства аудита точны, а несоответствия поняты проверяемой организацией. Следует попытаться сделать все, чтобы устранить разногласия во мнениях относительно свидетельств и/или результатов аудита, а неразрешенные вопросы следует документально оформить».
Понятно, что в случае изначального совпадения точек зрения на соответствие или несоответствие свидетельства аудита критериям аудита, никакой конфликтной ситуации не будет. Она возникает лишь тогда, когда оценка степени соответствия у команды аудиторов ОСТАЕТСЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ, а у организации — ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ, несмотря на попытки (иногда неоднократные) каждой из сторон убедить противоположную сторону в ошибочности ее точки зрения. И тогда аудиторы ОФОРМЛЯЮТ несоответствие, становящееся источником неудовлетворенности проверяемых и, как доказывают материалы данной рубрики, поводом обратиться за разъяснениями к каким-то другим независимым специалистам.
Очевидно, что возникновение подобного рода ситуаций связано исключительно с появлением у организации НЕДОВЕРИЯ к профессиональной компетентности аудиторов, не сумевших понятным языком с помощью четких, однозначных аргументов обосновать правоту своего отрицательного заключения и ошибочность позиции представителей проверяемой организации. В качестве самого худшего примера выступает случай, когда аудиторы вообще отказываются комментировать свое решение.
Что же, такая ситуация действительно не красит аудиторов и, к сожалению, случается нередко. Но любая организация-заявитель аудита при этом должна знать: это — еще далеко не конец! Сформулированное и даже документально оформленное командой аудиторов решение НИКОГДА не является окончательным. Оно еще должно быть рассмотрено и утверждено органом по сертификации. А обратиться туда с представлением своей позиции имеет полное право и САМА организация. Надо просто непосредственно на бланке оформленного несоответствия вместо выражения согласия отразить НЕСОГЛАСИЕ с заключением аудиторов, конечно, аргументировав это. И тогда в орган по сертификации придут на рассмотрение ДВЕ точки зрения. И еще неизвестно, чье мнение там будет признано правильным.
К сожалению, во многих случаях, не соглашаясь с аудиторами де-факто, организации предпочитают «согласиться» с ними де-юре, подписывая соответствующий протокол/акт о несоответствии. Если организация поступает именно так, то ей надо понимать, что такое поведение является ничем другим, как скрытой формой переноса возникшего у организации недоверия к АУДИТОРАМ на представляемый ими ОРГАН по сертификации, для чего, отметим это особо, у организации НЕТ никаких оснований.
Возникшее, возможно и небезосновательно, недоверие к конкретным «посланникам» органа по сертификации не может ИЗНАЧАЛЬНО служить основанием для недоверия к выбранному организацией органу по сертификации в целом. В подобных спорных ситуациях последний призван и ДОЛЖЕН выступать в качестве максимально ОБЪЕКТИВНОГО судьи, рассматривая и оценивая соответствующее свидетельство аудита по существу, учитывая ВСЕ точки зрения. К этому его ОБЯЗЫВАЮТ требования пп. 9.2.5.2 стандарта ISO/IEC 17021:2006 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента»:
«Сертифицирующий орган должен принять решение о сертификации, основываясь на оценках результатов аудита и заключениях по аудиту, а также на всей ДРУГОЙ ОТНОСЯЩЕЙСЯ К ЭТОМУ ИНФОРМАЦИИ (например, на общедоступной информации, НА КОММЕНТАРИЯХ КЛИЕНТА К ОТЧЕТУ ПО АУДИТУ)».
Поэтому при несогласии с решением аудиторов организации необходимо не «заминать» это дело, а информировать о своей точке зрения орган по сертификации и ждать рассмотрения им конфликтной ситуации по существу. Другое дело, что решение органа по сертификации организация должна уже будет признать ОКОНЧАТЕЛЬНЫМ потому, что САМА выбрала его в качестве оценочного судьи для своей системы менеджмента.
Соглашаясь же с аудиторами, признавая «правильным» несоответствие, являющееся по своей сути необоснованным, организация лишь «портит» таких аудиторов, поскольку, во-первых, закрепляет у них неправильную трактовку требований стандарта ISO 9001:2008, а во-вторых, создает у них уверенность в возможности безнаказанно игнорировать другие точки зрения.
Теперь можно вернуться к самой описанной в письме коллизии.
Для выработки правильного решения мы должны отталкиваться от четко выраженного в стандарте ISO 9001:2008 положения, что требования пп. 7.5.2 применимы лишь к тем процессам, результаты осуществления которых НЕ МОГУТ быть верифицированы последующим мониторингом или измерениями.
Если в данной организации ДЕЙСТВИТЕЛЬНО полученная в результате осуществления описанного технологического процесса продукция В ПЛАНОВОМ порядке подвергается действиям, в ходе которых «контролируется ее соответствие техническим требованиям»,то это означает, что результаты этого процесса МОГУТ быть верифицированы последующим мониторингом или измерениями. И, значит, требования пп. 7.5.2 к этому процессу могут не применяться. В этом случае отнесение аудиторами данного процесса к категории специальных надлежит считать необоснованным, и, как следствие этого, необоснованным надлежит признать и зафиксированное несоответствие.
Если же после ИЗУЧЕНИЯ фактического положения дел аудиторы ПОСЧИТАЛИ, что анализируемый процесс ЯВЛЯЕТСЯ специальным, они, столкнувшись с несогласием организации, должны были ПРЕДСТАВИТЬ ей убедительные доказательства того, что, несмотря на высказываемую организацией уверенность в обратном, в имеющих место условиях НЕВОЗМОЖНО верифицировать результаты этого процесса последующим мониторингом или измерениями. Другое дело, что организация, даже при наличии соответствующих доказательств, может остаться при своем мнении, но это не должно сдерживать намерение команды аудиторов зафиксировать несоответствие.
Если же, однако, получить и предъявить организации указанные доказательства аудиторам не удалось, они должны признать свою позицию ошибочной и принять точку зрения организации. В нашем случае — признать отсутствие самого СВИДЕТЕЛЬСТВА аудита по пп. 7.5.2, если бы аудиторам не удалось доказать, что этот процесс был специальным.
Как следует из письма, аудиторы не представили проверяемой организации каких-либо убедительных аргументов в защиту своей позиции, отмахнувшись при этом от достаточно серьезных аргументов, высказанных ее представителями. Несомненно, что именно это поставило под сомнение компетентность данных аудиторов, породило недоверие к их заключению и желание организации получить дополнительно сторонников правоты своей позиции «на стороне».
Заключение. Прямым ответом на поставленный в письме вопрос является следующее: аудиторы имеют ПОЛНОЕ ПРАВО САМОСТОЯТЕЛЬНО принимать решение относительно степени соответствия свидетельств аудита критериям аудита, но ДОЛЖНЫ при этом учитывать мнение проверяемой организации. При оценивании какого-то свидетельства аудита в качестве потенциального несоответствия аудиторы ОБЯЗАНЫ:
1. Максимально доходчиво и аргументировано разъяснить представителям организации основания для такой оценки.
2. Дать представителям организации возможность прокомментировать свидетельство аудита и высказать свои аргументы в защиту противоположной точки зрения.
3. Сделать попытку устранения разногласий в оценивании свидетельства аудита, приняв во внимание комментарии и аргументы организации.
4. При наличии неразрешимых разногласий документально зафиксировать их.
Три из этих четырех ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ действий (1,3 и 4), как следует из письма, аудиторы не осуществили.
Сама же организация в случае несогласия с решением команды аудиторов может:
- по тем или иным причинам «проглотить» это, как ей кажется, необоснованное решение, выразив официально согласие с ним, но затем постфактум попытаться получить подтверждение своей правоты (хотя, скорее всего, неправоты аудиторов) у какой-то «четвертой» стороны. Представляется, что именно это и имеет место в нашем случае. Но тогда организация должна понимать, что такими действиями она (если аудиторы действительно не правы) повышает вероятность повторного принятия ЭТИМИ аудиторами необоснованных решений в будущем, поскольку невольно подкрепляет своим «согласием» их уверенность в обоснованности своей позиции;
- добиваться официального признания правоты чьей-то точки зрения на более высоком уровне — непосредственно в органе по сертификации. При этом даже в случае, когда точка зрения организации будет признана несостоятельной, ей, по крайней мере, будут понятны основания, по которым соответствующее требование стандарта ISO 9001:2008 было признанным у нее невыполненным, и она сможет учесть точку зрения органа по этому вопросу в своей последующей деятельности.
Какой из вариантов для организации следует признать правильным, я думаю, очевидно.