Аудиторы в данной ситуации не правы, поскольку несоответствие они зафиксировали необоснованно.
При этом они не правы НЕЗАВИСИМО от того, содержат ли процедуры компании «описание порядка реализации всех требований стандарта ISO 9001», что позволяло бы, в принципе, в ходе внутреннего аудита СМК решать «задачу проверить соответствие требованиям стандарта ISO 9001». Несоответствие является необоснованным совсем ПО ДРУГОЙ причине. Давайте это поясним.
Положения стандарта ISO 90011 [1, п. 8.2.2] действительно ТРЕБУЮТ от организации ПРОВЕДЕНИЯ внутренних аудитов СМК через запланированные интервалы времени, чтобы устанавливать, среди прочего, соответствует ли она требованиям данного международного стандарта.
Задачей аудиторов третьей стороны во время сертификации и при последующем надзоре за сертифицированной СМК должен быть анализ того, ВЫПОЛНЯЕТСЯ ли ДАННОЕ требование. Это означает, что аудиторы органа по сертификации в ходе каждого аудита должны выяснить:
- ВКЛЮЧАЛИ ли действия, осуществляемые в ходе внутренних аудитов СМК в период между предыдущим и проводимым сейчас аудитом со стороны сертифицирующего органа, анализ соответствия СМК требованиям стандарта ISO 9001, и (если включали)
- были ли охвачены таким анализом ВСЕ применимые к СМК требования этого стандарта?
Когда ответы на эти два вопроса положительные, аудиторы должны зафиксировать это как СВИДЕТЕЛЬСТВО ВЫПОЛНЕНИЯ рассматриваемого требования. Если же выявлено, что соблюдение требований каких-то пунктов стандарта ISO 9001 в ходе внутреннего аудита не было проанализировано, надо зафиксировать это как НЕСООТВЕТСТВИЕ2.
Вместе с тем совершенно очевидно, что получение аудиторами третьей стороны информации по этим вопросам и их оценка никак НЕ СВЯЗАНЫ с результатами анализа того, было ли когда-то кем-то в этой организации поставлено что-то в качестве ЦЕЛЕЙ внутренних аудитов, и если да, то ЧТО именно.
Еще раз подчеркнем: ЧТО бы ни было поставлено в качестве целей внутреннего аудита, это НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ для оценки со стороны органа по сертификации степени соответствия требованиям п. 8.2.2 стандарта ISO 9001:
- ни в том случае, когда внутренний аудит БЫЛ полноценным, т. е. в ходе его проведения в совокупности было проанализировано соответствие СМК всем требованиям стандарта ISO 9001 (тогда оценка будет положительной);
- ни в случае, когда такой аудит НЕ БЫЛ полноценным и какие-то из требований стандарта ISO 9001 остались вне зоны интересов внутренних аудиторов (тогда оценка будет отрицательной).
По этой причине само по себе наблюдение аудиторов, что цели программы внутренних аудитов на 2014 г. не включают задачу проверить соответствие требованиям стандарта ISO 9001, не является доказательством ни выполнения, ни невыполнения обсуждаемого требования п. 8.2.2.
Более того, если даже признать это НАБЛЮДЕНИЕ объективным и соответствующим действительности, оно от этого не становится СВИДЕТЕЛЬСТВОМ аудита.
Чтобы какой-то факт был признан свидетельством аудита (в том смысле, как это определено в стандарте ISO 9000 [3, п. 3.9.4] или в стандарте ISO 19011 [4, п. 3.3]), он должен содержать информацию, которая ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ К КРИТЕРИЯМ аудита.
В нашем случае такие критерии — требования п. 8.2.2 стандарта ISO 9001. Однако в этом пункте НЕТ требований ни о необходимости УСТАНОВЛЕНИЯ целей программы внутренних аудитов, ни о СОДЕРЖАНИИ таких целей. А раз НЕТ требований, то:
1) приведенное наблюдение НЕ ЯВЛЯЕТСЯ свидетельством аудита, и, следовательно, его нельзя использовать в качестве основы для фиксирования несоответствия;
2) их НЕЛЬЗЯ НАРУШИТЬ, следовательно, по отношению к ним изначально НЕ МОЖЕТ быть несоответствия.
В завершение отметим, что обстоятельства, которые надо иметь в виду при оформлении несоответствий, достаточно подробно рассмотрены в Руководстве «Документирование несоответствия» Группы по практике проведения аудита на соответствие требованиям стандарта ISO 9001[5]. Там, в частности, четко указано: «Помните, что несоответствие — это невыполнение требования, поэтому если аудитор не может идентифицировать требование, то он не может признать наличие несоответствия».
Аудиторы органа по сертификации это обстоятельство, как видно, просто проигнорировали.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приведенное несоответствие является необоснованным, поскольку в стандарте ISO 9001 отсутствует требование, несоответствие которому зафиксировали аудиторы органа по сертификации.
НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ
За рамками изложенных комментариев остался вопрос: насколько внутренний аудит, цель которого — анализ соблюдения требований ВСЕХ внутренних процедур СМК, В ПРИНЦИПЕ гарантирует охват ВСЕХ требований стандарта ISO 9001, в чем были уверены в организации?
Мнение автора: не только ГАРАНТИРУЕТ, но и ПО-ДРУГОМУ этот охват обеспечить НЕЛЬЗЯ! И вот почему.
Требования стандарта ISO 9001 САМИ ПО СЕБЕ (т. е. напрямую) НЕ РАБОТАЮТ. Хотя, казалось бы, во многих случаях они являются ПРЯМЫМИ, например:
а) в организации должно быть Руководство по качеству (п. 4.2.2);
б) высшее руководство должно назначить своего представителя по СМК (п. 5.5.2);
в) организация должна постоянно повышать результативность СМК (п. 4.1);
г) высшее руководство должно обеспечить выявление требований потребителя (п. 5.2).
Однако чтобы реализовать эти требования, без дополнительных разъясняющих и упорядочивающих указаний НЕ ОБОЙТИСЬ, ибо:
а) для Руководства по качеству надо прописать структуру, форму изложения, порядок его использования;
б) для представителя высшего руководства по СМК надо определить, каким образом он будет назначаться, где будут зафиксированы его права, обязанности и ответственность, и в чем они будут заключаться;
в) для того чтобы результативность СМК постоянно повышалась, надо установить, в чем это должно выражаться, кто будет за это отвечать, как это планировать и контролировать;
г) для выявления требований потребителей надо знать, кто это будет делать, с помощью чего, в каком виде будут представляться результаты, кто их будет анализировать и кто, наконец, будет иметь право на принятие соответствующих решений об удовлетворении требований потребителей.
Все эти необходимые подробности фиксируются в соответствующих внутренних ПРОЦЕДУРАХ. Соблюдение заложенных в них правил является НЕОБХОДИМЫМ и ДОСТАТОЧНЫМ условием для достижения соответствия требованиям стандарта ISO 9001.
Поэтому проверка выполнения требований ВСЕХ внутренних процедур, относящихся к СМК, ОЗНАЧАЕТ и одновременное проведение внутренней проверки ВСЕХ требований стандарта ISO 9001. По-другому эту проверку осуществить внутри организации просто-напросто не получится. Более подробно об этом рассказано в [2].
Другое дело, что некоторые из этих процедур могут быть НЕДОКУМЕНТИРОВАННЫМИ, что, кстати, стандартом ISO 9001 не запрещается. Однако если в данной организации внутренние документированные процедуры действительно содержат описание порядка реализации всех требований стандарта ISO 9001, то проверка соблюдения содержащихся в этих процедурах положений ОДНОВРЕМЕННО будет означать и проверку соблюдения всех требований стандарта ISO 9001. Хотя это и не было объявлено в организации ОФИЦИАЛЬНО.
Содержание несоответствия, зафиксированного аудиторами органа по сертификации, однозначно указывает на то, что аудиторы действовали, отодвинув далеко в сторону ВНУТРЕННЮЮ СУТЬ внутренних (да простит меня читатель за тавтологию) аудитов СМК. В противном случае они никогда не построили бы свои заключения только на ВНЕШНЕМ атрибуте внутренних аудитов, выраженном в виде поставленной перед этими аудитами цели. Ведь, хотя приведенный в письме ТЕКСТ, излагающий эту цель, действительно не содержал в себе ПРЯМОЙ задачи проведения оценки соответствия требованиям стандарта ISO 9001, фактический механизм реализации этой ОФИЦИАЛЬНО поставленной цели обеспечивал проведение оценки соответствия требованиям стандарта ISO 9001 АВТОМАТИЧЕСКИ. У компетентного аудитора это не вызвало бы никаких сомнений.
Изложенный же в письме факт говорит о том, что аудиторы органа по сертификации этой связи, к сожалению, не увидели, что указывает на низкий уровень их методической подготовки и в этом вопросе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ISO 9001:2008. Quality management systems. Requirements (Системы менеджмента качества. Требования).
2.Качалов В.А. О предназначении внутренних аудитов системы менеджмента качества // Методы менеджмента качества. – 2013. – № 1, 2.
3. ISO 9000:2005. Quality management systems. Fundamentals and vocabulary (Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь).
4. ISO 19011:2011. Guidelines for auditing management systems (Руководящие указания по проведению аудитов систем менеджмента).
5. ISO 9001 Auditing Practices Group Guidance on: Documenting a Nonconformity, 5 June, 2009 (Группа по практике проведения аудита на соответствие требованиям ISO 9001. Руководство от 5 июня 2009 г. «Документирование несоответствия»).
______________
1Здесь и далее ссылки на международные стандарты даны в переводе автора.
2 Мы не касаемся сейчас вопроса о том, ЧТО именно нарушено в данном случае, поскольку это – отдельная тема. Но она ранее была очень подробно рассмотрена автором в статье о внутренних аудитах [2].