• При инспекционном аудите Органом по сертификации систем качества со ссылкой на пп. 5.4.1 ГОСТ Р ИСО 9001–2001 аудиторами было выдано уведомление о том, что одно из подразделений организации не представило цели в области качества.

    Организация считает, что целями в области качества являются цели по улучшению идентифицированных процессов СМК. И, если соответствующим процессом данное подразделение не охвачено, то и целей в области качества у него не должно быть.

  • Вопрос: Кто прав?
Ответ:

В разделе 5.4.1 стандарта ИСО 9001:2000 требуется, чтобы цели в области качества были установлены «для СООТВЕТСТВУЮЩИХ функций и уровней внутри организации» (в ГОСТ Р ИСО 9001-2001 – «в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях»). Это означает, что стандарт не требует ИЗНАЧАЛЬНО обязательности наличия целей в области качества для ВСЕХ подразделений. Поэтому САМО ПО СЕБЕ отсутствие цели в одном из проверенных подразделений не может служить достаточным основание для фиксации несоответствия требованиям стандарта. Другое дело, если это подразделение попадает в число указанных в тексте стандарта «СООТВЕТСТВУЮЩИХ подразделений». В этом случае претензия аудиторов может быть обоснованной. Разбор же этих случаев требует отдельного места. Частично эта проблема рассмотрена автором в его книге «ИСО 9001:2000. Практикум для аудиторов» - пример № 2-59.

Что же касается тезиса о том, что в рассматриваемой компании «целями в области качества являются цели по улучшению идентифицированных процессов СМК», то подобные цели, безусловно, относятся к целям в области качества. Другое дело, что перечень возможных категорий целей в области качества не исчерпывается целями по улучшению процессов СМК. В число таких целей может попасть многое другое: повышение удовлетворенности потребителей, улучшение взаимовыгодных отношений с поставщиками, цели в области подготовки персонала, развитие СМК за счет включения в нее механизмов управления затратами на качество и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Если аудиторы сделали вывод о наличии несоответствия требованиям раздела 5.4.1 ИСО 9001:2000 ТОЛЬКО на основании того, что перед каким-то одним подразделением не поставили целей в области качества, то этот вывод не обоснован. Если же перед этим подразделением ДОЛЖНЫ были поставить цели, но не поставили, то зафиксированное несоответствие обосновано.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies.
Ok