Нет, не тождественны. Между ними есть, как минимум, четыре различия.
Первое.Сертификационный аудит СМК проводится с целью установить соответствие СМК требованиям стандарта ISO 9001:2000 в заявленной для сертификации области ее распространения. Тем самым определяется ОБЪЕКТ аудита: это система менеджмента организации в той части ее области распространения, которая заявлена как область сертификации СМК.
В Руководстве Группы по практике аудитирования ИСО 9001 от 24.11.04 «Область применения ИСО 9001:2000, область распространения системы менеджмента качества и область регистрации/ сертификации» поясняется, что область сертификации должна определять:
- номенклатуру выпускаемой продукции и/или предоставляемых услуг, охваченную СМК;
- производственные площадки, отделы, отделения и другие виды подразделений, связанные с этой номенклатурой;
- основные процессы или виды деятельности (такие как проектирование, изготовление, поставка, послепродажный сервис), относящиеся к указанной номенклатуре продукции и/или услуг;
- все требования стандарта ISO 9001:2000, которые были исключены в связи со спецификой сертифицируемой деятельности1.
Вместе с тем, любая предъявляемая для сертификации СМ К является сложным, многоэлементным объектом. Именно поэтому анализ соответствия такого объекта проводится на примерах определяемой аудиторами представительной ВЫБОРКИ процессов, процедур, подразделений, видов деятельности, мест проведения работ (в частности, строительных площадок), отдельных работников, выпускаемой продукции и т. п. за определенный ПЕРИОД ВРЕМЕНИ (при сертификационном аудите, например, — за время после ввода СМК в действие, в дальнейшем — за время, прошедшее после предыдущего аудита). В совокупности все это и составляет ОБЛАСТЬ аудита.
Область аудита — термин, определенный в п. 3.2 стандарта ISO 19011:2002 как «объем и границы аудита». В него, как поясняется в примечании к определению, входит:
- описание места проведения действий по аудиту, подвергаемых аудиту организационных единиц, видов деятельности и процессов;
- охватываемый период времени (период, за который будет анализироваться деятельность).
Второе. Если за время между двумя и даже более аудитами заявленная для сертификации область распространения СМК МОЖЕТ не меняться (т. е. ОБЪЕКТ аудита остается ТЕМ ЖЕ), то при ЛЮБОМ новом аудите ОБЛАСТЬ аудита ВСЕГДА будет ДРУГОЙ (хотя бы потому, что анализируемый период ВСЕГДА будет РАЗНЫМ, если даже ПРИМЕРЫ для анализа будут теми же).
Третье. ОБЪЕКТ аудита выбирает ОРГАНИЗАЦИЯ, а ОБЪЕМ аудита - КОМАНДА ПО АУДИТУ.
Четвертое. ОБЪЕКТ аудита в ходе аудита НЕИЗМЕНЕН, тогда как ОБЪЕМ аудита по его ходу при определенных обстоятельствах по решению команды аудиторов МОЖЕТ БЫТЬ ИЗМЕНЕН — как в сторону сокращения (например, при досрочном завершении аудита в случае выявления значительного числа существенных или критических отклонений), так и в сторону расширения (например, при принятии решения о необходимости сбора дополнительных свидетельств по ходу аудита или проведении дополнительного аудита.
_____________________
1Подробнее об этом можно прочитать в статье В.А. Качалова «Что определяет границы области распространения СМК?». — ММК. — 2007. - № 6. - Прим. ред.