Характер ответов на эти два вопроса разный.
ОТВЕТ НА ПЕРВЫЙ ВОПРОС
К сожалению, позиция авторов письма здесь ошибочна. По двум причинам.
Во-первых, проведение командой по аудиту анализа документации сертифицируемой системы менеджмента входит в программу ЛЮБОГО аудита, ибо в общем случае является одной из обязательных фаз подготовки к его проведению (см. [1, п. 6.3]). Его цель определена в [1, п. 6.3.1] и заключается в том, чтобы:
а) убедиться, что относящиеся к системе и действующие в организации документы (в нашем случае —«Руководство по качеству, обязательные процедуры, стандарты, положения, инструкции» и т. п.) СООТВЕТСТВУЮТ требованиям к ним, установленным в соответствующем стандарте;
б) ПОЗНАКОМИТЬСЯ ЗАРАНЕЕ с этими документами, чтобы во время аудита конкретных должностных лиц, подразделений, видов деятельности или процессов сконцентрироваться на анализе соблюдения установленных в них правил, а не заниматься изучением самих правил.
Для достижения этой цели аудиторы ВПРАВЕ попросить организацию-заявителя ЗАРАНЕЕ представить для анализа тот или иной документ, относящийся к системе1. Поэтому в просьбе аудиторов предоставить дополнительно какие-то документы нарушения правил проведения аудитов нет2.
Во-вторых (и это является самым важным с точки зрения заданного вопроса, ибо указывает на серьезное недопонимание со стороны авторов письма), даже получив запрошенные документы, аудиторы ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕ МОГУТ «анализировать их ВЫПОЛНЕНИЕ». Это можно сделать лишь в ходе аудита и только на месте ПРИМЕНЕНИЯ этих документов (что, как видно, с успехом и делают в этой организации внутренние аудиторы). Заочно же аудиторы могут анализировать лишь сами документы (т. е. их содержание), но никак не соблюдение заложенных в них требований, положений, правил, указаний и т. п.
По этой причине проведение внутренними аудиторами «проверки соблюдения требований всех этих документов» не может служить хоть каким-то основанием для аудиторов третьей стороны отказаться от проведения АНАЛИЗА «этих документов»3.
ОТВЕТ НА ВТОРОЙ ВОПРОС
Нельзя, к большому сожалению, не отметить, что по прошествии более двух десятков лет накопления мирового и отечественного опыта сертификации систем менеджмента в нашей стране все еще находятся органы по сертификации, аудиторы которых без тени смущения демонстрируют свою профессиональную некомпетентность и нарушают ключевые принципы реализации сертификационных процедур. Приведенный в письме «букет» грубейших нарушений достоин того, чтобы рассмотреть каждое из них в отдельности и аргументированно продемонстрировать, в чем именно описанные авторами письма действия расходятся с правилами проведения аудитов третьей стороной.
Пункт 1. Из письма неясно, осуществлялись ли кроме «чтения» должностных инструкций и положений какие-то дополнительные действия, связанные с ними, например, проверялось ли соответствие фактической компетентности сотрудников требованиям, установленным к ним в этих документах. Поэтому автор исходит из того, что во время аудита подразделений аудитор не проводил интервью, не осуществлял наблюдений, а лишь «про себя» провел анализ каких-то документов, т. е. все его исследования свелись к анализу документации.
Сами по себе такие действия, конечно же, нужны (о чем шла речь при обосновании ответа на первый вопрос). Однако важно еще раз подчеркнуть: они должны ПРЕДШЕСТВОВАТЬ проведению аудита на месте. Конечно, с какими-то документами аудиторам поневоле приходится сталкиваться по ходу аудита впервые, и это вызывает потребность проанализировать их содержание. Такая ситуация естественна, и, как отмечено в [1, п. 6.4.3], подобный анализ проводится, чтобы:
- определить степень соответствия системы в том виде, как она была документирована, критериям аудита;
- собрать информацию в целях поддержки деятельности по аудиту4.
С другой стороны, в этом же разделе [1] четко указано: все это МОЖЕТ осуществляться по ходу аудита только ПРИ УСЛОВИИ, что это НЕ НАВРЕДИТ результативности проведения аудита.
В данном же случае, как можно понять из письма, анализ должностных инструкций и положений о подразделениях был ЕДИНСТВЕННОЙ целью (фактически САМОЦЕЛЬЮ) посещения данным аудитором соответствующих подразделений. Подобный анализ он мог провести и ВНЕ организации. А вот находясь на месте выполнения тех или иных работ, он НЕ ПРОВЕЛ какого-либо аудита деятельности соответствующих подразделений (анализа степени соответствия этой деятельности требованиям ISO 9001), чем поставил под удар результативность аудита в целом. А это недопустимо.
Пункт 2. То, что аудитор обратился за поддержкой (сделал «звонок другу»), вне сомнения, является оправданным и логичным шагом. Но то, что выбранный «друг» оказался, к сожалению, недостаточно компетентным (а это становится очевидным, если обратиться к указанным пунктам Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в ред. от 28.07.2012) — также не вызывает никаких сомнений.
Ошибочность действий аудитора в данном случае состояла не в том, что он слепо поверил совету своего знакомого. Его ошибка в том, что, выслушав аргументы организации, он их НЕ УСЛЫШАЛ и не счел необходимым ПРОВЕРИТЬ самого себя в обоснованности сделанного им заявления о несоответствии (отсутствие у организации необходимой аккредитации). А это — нарушение следующего требования: Несоответствия следует проанализировать вместе с аудитируемой организацией, чтобы получить подтверждение того , что свидетельства аудита ТОЧНЫ, а несоответствия поняты аудитируемой организацией. Следует попытаться сделать все, чтобы УСТРАНИТЬ РАЗНОГЛАСИЯ во мнениях относительно свидетельств и / или результатов аудита [1, п. 6.4.7].
Пункт 3. Анализ соблюдения требований, относящихся к охране здоровья и обеспечению безопасности труда сотрудников, НЕ ВХОДИТ в цели и задачи аудита систем менеджмента КАЧЕСТВА. Подробно аргументы автора высказаны в его статье [2].
Требования аудиторов необоснованны.
Пункт 4. Аналогичная ситуация описана в коллизии аудита, опубликованной в [3]. Опираясь на сделанные в ней комментарии автора, его мнение в отношении ситуации, приведенной в анализируемом письме, следующее.
Определять СТРУКТУРУ и НАИМЕНОВАНИЕ разделов Руководства по качеству — исключительное ПРАВО самой организации. Разумеется, аудиторам органа по сертификации было бы проще проводить анализ этого документа, если бы все его разделы имели бы такую же последовательность и те же наименования, что и разделы ISO 9001 [4]. Однако это НЕ ВХОДИТ в круг требований, предъявляемых к Руководству по качеству в п. 4.2.2 данного стандарта5.
Поэтому высказанное аудиторами суждение о том, что «Руководство по качеству ДОЛЖНО иметь структуру, соответствующую структуре стандарта ISO 9001», ничем не обосновано.
Пункт 5. Цели внутренних аудитов СМК и требования к их проведению установлены в п. 8.2.2 ISO 9001. При этом определить, КАКИМ способом (в том числе с помощью какого механизма планирования внутренних аудитов) организация будет их достигать — исключительное ПРАВО самой организации. И если при этом все требования данного пункта ISO 9001 выполняются, никаких претензий к МЕТОДИКЕ планирования внутренних аудитов никто предъявить НЕ ВПРАВЕ.
Заметим также, что определение «программы аудита», данное в [1, п. 3.13], НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ включение в нее критериев аудита, к которым и относятся разделы ISO 9001.
Данное несоответствие является необоснованным.
Пункт 6. Не желая считаться с мнением аудитируемых, аудиторы нарушили как указанные при анализе пункта 2 требования [1, п. 6.4.7], так и следующее требование: Несоответствия должны быть ОБСУЖДЕНЫ с клиентом , чтобы обеспечить уверенность в том , что доказательства несоответствия точны и что содержание несоответствия понято[5, п. 9.1.9.6.3].
К этому также необходимо добавить очевидное несоответствие следующему. Аудиторам следует быть :
- этичными (нравственными), т .е . беспристрастными (справедливыми), правдивыми, искренними, честными и сдержанными;
- открытыми для дискуссии, т .е . готовыми рассматривать альтернативные идеи или точки зрения;
- дипломатичными , т .е . умеющими тактично вести себя с людьми ;
- готовыми к сотрудничеству , т .е . результативно взаимодействовать с другими, включая персонал аудитируемой организации[1, п. 7.2.2].
Примерами образа действий (поведения), которые важны для персонала , участвующего в деятельности по сертификации любой системы менеджмента , являются следующие :
- этичность , т .е . порядочность, правдивость, искренность, честность и благоразумность;
- открытость, т .е . готовность рассматривать альтернативные идеи или точки зрения;
- дипломатичность, т .е . тактичность в общении с людьми;
- сотрудничество, т . е . способность результативно взаимодействовать с другими людьми;
- гибкость , т .е . способность подстраиваться к различным ситуациям;
- профессионализм , т .е . способность проявлять на рабочем месте учтивость, добросовестность и деловые манеры поведения;
- моральная стойкость , т .е . готовность действовать ответственно и этично, даже если эти действия не всегда будут популярными и могут иногда привести к разногласиям или противостоянию[5, приложение D].
Пункт 7. Здесь, кроме очевидных нарушений этических норм, аудиторами нарушены еще и следующие положения: членам команды по аудиту следует ПОДГОТОВИТЬ, при необходимости, рабочие документы, которые будут использоваться для фиксации свидетельств аудита. Такие документы могут включать в себя формы (шаблоны) для регистрации информации, такой, как СВИДЕТЕЛЬСТВА АУДИТА, поддерживающие принятие решений, РЕЗУЛЬТАТЫ АУДИТА [1, п. 6.3.4].
Пункт 8. Одно из требований стандарта [5] гласит: Результаты аудита , признанные НЕСООТВЕТСТВИЯМИ, должны быть зарегистрированы В СОПОСТАВЛЕНИИ с требованиями критериев аудита, СОДЕРЖАТЬ четкое заявление о несоответствии и ПОДРОБНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА того, на чем основано данное заявление о несоответствии [5, п. 9.1.9.6.3].
К этому следует добавить четкие пояснения, сделанные членами Группы по анализу практики проведения аудитов соответствия требованиям ISO 9001 [6]: хорошо документированное несоответствие содержит три части:
- свидетельство аудита, чтобы поддерживать полученные аудитором результаты;
- запись требования, относительно которого обнаружено несоответствие;
- формулировка несоответствия.
Несоответствие — это невыполнение требования, поэтому если аудитор не может идентифицировать требование, то он не может признать наличие несоответствия.
В данном случае аудиторами ни одно из этих положений не соблюдено.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Что касается первого вопроса, то аудиторы не только имеют право, но и обязаны знакомиться с документами анализируемой СМК в целях обеспечения результативности будущих сертификационных действий «на месте». Аргументация организации о необоснованности этого по причине проверки соблюдения положений документов СМК в ходе внутренних аудитов к анализу документации отношения не имеет.
Если говорить о втором вопросе, то во всех описанных случаях поведение аудиторов не только не соответствовало правилам проведения аудитов третьей стороной, но и часто было просто недопустимым. Искренне жаль, что данная организация выбрала для себя орган по сертификации, признавший в качестве своих аудиторов ТАКИХ лиц. Но при этом (и это ответ на последнюю часть второго вопроса) еще не все потеряно. У организации-заявителя аудита всегда есть установленное правилами сертификации ПРАВО опротестовать в органе по сертификации любое заключение команды по аудиту, с которым она не согласна. Для этого можно:
- не подписывать согласие с заключениями, содержащимися в соответствующих протоколах (актах, отчетах и т. п.) о несоответствии, выразив в них письменно свои аргументы и/или
- направить в орган по сертификации официальную (разумеется, аргументированную) апелляцию на действия аудиторов или на сделанные ими заключения по аудиту.
В соответствии с разд. 4.7 и 7 стандарта [5] орган по сертификации обязан рассмотреть эти документы и принять соответствующее решение. И если при этом орган действительно руководствуется в своей деятельности ключевым для таких институтов документом — международным стандартом [5] — то он будет обязан признать описанные в письме действия аудиторов не соответствующими этим правилам и дезавуировать необоснованные несоответствия.
Если же в отношении указанных или подобных им фактов решение органа по сертификации будет не в пользу организации, остается посоветовать лишь одно: отказаться от его услуг и обратиться за сертификацией в другой орган.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 ISO 19011:2011(E). Guidelines for auditing management systems (Руководящие указания по проведению аудитов систем менеджмента).
2.Качалов В.А. Распространяются ли требования пункта 6.4 стандарта ISO 9001:2000 на охрану труда? // Методы менеджмента качества. – 2008. – № 7, 8.
3. Коллизии аудита // Методы менеджмента качества. – 2008. – № 7.
4. ISO 9001:2008(Е). Quality management systems. Requirements (Системы менеджмента качества. Требования).
5. ISO/IEC 17021:2011(E). Conformity assessment. Requirements for bodies providing audit and certification of management systems (Оценка соответствия.Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента).
6. ISO 9001 Auditing Practices Group Guidance on: Documenting a Nonconformity, 5 June 2009 (РуководствоГруппыпоанализупрактикипроведенияаудитовсоответствиятребованиямISO9001«Документирование несоответствий» от 5 июня 2009 г.).
______________
1Заметим отдельно, что у заявителя аудита не может быть оснований отказать в этой просьбе, если только запрашиваемый документ не содержит сведений, составляющих государственную тайну, или по решению руководства организации на его распространение вне организации наложен запрет (в последнем случае с таким документом аудиторы, при наличии соответствующих обоснований, могут быть ознакомлены непосредственно в организации по ходу аудита).
2Другое дело, насколько рационально и обоснованно запрашивать ВСЕ документы, относящиеся к СМК. Но это — отдельная проблема, решить которую не представляется возможным из-за отсутствия в письме необходимой информации, хотя в общем случае автор лично никакой необходимости в ЭТОМ не видит.
3Нельзя при этом не отметить, что внутренние аудиторы ДО«проверки соблюдения требований всех этих документов»ТОЖЕ должны вначале все«эти документы»проанализировать.
4Здесь и далее цитирование стандартов приводится в авторском переводе. Выделение в этих цитатах части текста ПРОПИСНЫМИ буквами тоже сделано автором.
5Другое дело, что аудиторы вправе ожидать: при описании своей СМК организация будет придерживаться определенной логики и не будет описывать управление какой-то деятельностью в разделе, заголовок которого говорит совсем о другом. Однако и здесь они вправе только ОЖИДАТЬ, но не вправе ТРЕБОВАТЬ. Если же указанная логика отсутствует, аудиторам СЛЕДУЕТ (как и выше) ОБРАТИТЬ НА ЭТО ВНИМАНИЕ организации. Но и ТОЛЬКО!