Коллизии аудита

Ответы Директора ООО «ИНТЕРСЕРТИФИКА» В.А. Качалова на вопросы читетелей журнала «Методы менеджмента качества»

  • Наша организация готовится к сертификации созданной системы менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001—2015.

    Мы — предприятие машиностроительного профиля, входим в состав крупного холдинга и производим продукцию по договорам только с материнской компанией, находящейся с нами на одной производственной площадке.

    По решению материнской компании и сложившейся практике целый ряд необходимых нам работ осуществляется силами сторонних организаций, в том числе и ею самой: сооружение

    новых объектов и систем; поддержание работоспособности различного оборудования и элементов инфраструктуры, включая внутреннюю информационную систему; подготовку сотрудников; осуществление некоторых технологических операций, включая штамповку и нанесение покрытий; поверку и калибровку средств измерений; бухгалтерское обслуживание.

    В ближайшее время «на сторону» будут переданы еще и такие работы, как энергоснабжение; перевозка сменного персонала; приобретение, входной контроль, хранение и доставка в производственные подразделения сырья, материалов и комплектующих; поставка сжатого воздуха для технологических целей; кадровый учет, а также проведение внутреннего аудита СМК и анализ степени удовлетворенности потребителей.

    В нашей службе качества сложились два мнения по вопросу о степени применимости требований п. 8.4 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 к указанным видам работ. Одни считают, что эти требования должны быть распространены на все привлекаемые сторонние организации. Другие — поскольку требования п. 8.4 включены в раздел 8 «Деятельность на стадиях жизненного цикла продукции и услуг», — что они должны распространяться только на те виды работ, которые попадают под требования лишь этого раздела.

  • Вопрос: Будем благодарны вашим экспертам за помощь в выборе правильной точки зрения, поскольку от этого зависят адекватность разрабатываемой нашей службой процедуры, устанавливающей порядок реализации требований п. 8.4, и, соответственно, оценка этого порядка аудиторами.
  • Автор: Качалов В.А.

О применении требований п. 8.4 ГОСТ Р ИСО 9001—2015 к аутсорсинговым процессам

Сразу отметим, что в полном объеме не правы ни те, ни другие. Чтобы разобраться в этом, автор предлагает обратиться к термину «аутсорсинг», который, в сущности, эквивалентен понятию «подряд»: передача какой-либо деятельности на аутсорсинг означает получение желаемого результата с помощью другой организации, подрядившейся сделать это своими силами.

Вопросы управления аутсорсинговой деятельностью в СМК были подробно рассмотрены в статье [1] и в книге [2], раздел 8.4.2, при этом основных положений, которые применимы к обсуждаемой теме, там разобрано три.

Они и использованы для анализа описанной ситуации.

Первое. В рамках СМК аутсорсингом следует считать любую передаваемую для исполнения «на сторону» деятельность, которая входит в область бизнес-деятельности, охваченную сертифицируемой системой менеджмента качества.

С большой степенью вероятности можно предположить, что область сертификации в данной организации будет охватывать «Проектирование и разработку, изготовление и техническое обслуживание … (укрупненное наименование выпускаемой продукции)». Очевидно, что вопросы сооружения новых объектов и систем, перевозки сменного персонала и кадрового учета никак не попадают в область применения СМК, а, значит, НЕ МОГУТ называться аутсорсингом, охватываемым СМК, построенной на основе ГОСТ Р ИСО 9001—2015 [3]. Хотя эти виды деятельности для организации в целом, вне сомнения, являются аутсорсингом.

Другое дело, что организация ВПРАВЕ распространить на эти и другие аналогичные выходящие за рамки СМК виды деятельности те или иные уместные требования данного стандарта, но эти виды деятельности все равно при проведении сертификации НЕ БУДУТ предметом оценки соответствия механизмов и результатов деятельности соответствующих аутсорсеров требованиям ГОСТ Р ИСО 9001—2015.

Второе. В рамках СМК аутсорсингом следует считать любую передаваемую для исполнения «на сторону» деятельность, которая входит в область бизнес-деятельности, охваченную сертифицируемой системой менеджмента качества.

По этой причине все другие перечисленные в письме виды деятельности, переданные или планируемые к передаче на исполнение сторонним организациям — поскольку они ВХОДЯТ в область применения СМК — следует ПРИЗНАТЬ аутсорсингом, охватываемым требованиями СМК.

Отсюда напрямую вытекает первая задача управления аутсорсерами, указанная в самой первой фразе п. 8.4.1 — обеспечить, чтобы переданная на аутсорсинг деятельность осуществлялась в соответствии с требованиями организации: организация должна обеспечить соответствие процессов, поставляемых внешними поставщиками, требованиям. А они ОСНОВАНЫ на соответствующих требованиях ГОСТ Р ИСО 9001—2015. Другими словами,

при поддержании работоспособности различного оборудования и элементов инфраструктуры, включая внутреннюю информационную систему, деятельность аутсорсеров должна, как минимум, соответствовать требованиям п. 7.1.3;

при подготовке сотрудников — требованиям п. 7.2;

при осуществлении некоторых технологических операций, включая штамповку и нанесение покрытий, — требованиям пп. 8.5.1 — 8.7;

и т. д.

В этом смысле не являются никаким исключением и такие, на первый взгляд, не совсем обычные виды аутсорсинга, как проведение внутреннего аудита СМК и анализ степени удовлетворенности потребителей. Они должны осуществляться аутсорсерами в соответствии с требованиями пп. 9.2 и 9.1.2.

Третье. При всех особенностях любой аутсорсинг — это процессы, поставленные извне «по заказу». И если обратиться к языку стандарта [3, п. 8.4.1.с], то очевидно, что все виды деятельности, рассмотренные во втором блоке, являются ТЕМИ процессами или их частью, которые выполняются внешним поставщиком в результате принятия решения организацией. Другими словами, это именно тот случай, когда организация должна ОПРЕДЕЛИТЬ И ПРИМЕНЯТЬ к ним все соответствующие средства управления [3, п. 8.4.1], указанные в п. 8.4.

Это вторая задача организации по управлению аутсорсерами, которая вместе с первой определяет объем управления аутсорсерами. Обе они должны быть поставлены и решены данной организацией в рамках сертифицируемой СМК по управлению описанными видами деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Любые уже переданные или передаваемые в будущем «на сторону» виды деятельности, результаты которых В ПРИНЦИПЕ необходимы организации, являются аутсорсингом. Вместе с тем, имея в виду будущую сертификацию системы менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001—2015, под управление системы менеджмента качества — и, соответственно, объектами оценки соответствия при сертификации — в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ должны быть поставлены ТОЛЬКО те виды деятельности, которые будут охвачены этой сертифицируемой системой.

Другое дело, что при этом нет и не может быть каких-либо запретов распространять аналогичный режим управления и на другие виды деятельности, которые нужны организации. Однако те из них, которые не включены в область применения ее СМК, не будут подвергаться аудиту при сертификации: например, деятельность по сооружению новых объектов и систем.

2. Применительно к любому виду деятельности, охваченному сертифицируемой СМК и переданной для исполнения сторонней организации, должно действовать следующее правило: управление каждым соответствующим аутсорсером должно обеспечить выполнение СОВОКУПНОСТИ требований:

а) тех пунктов ГОСТ Р ИСО 9001—2015, которые определяли осуществление этой деятельности в случае, если бы организация осуществляла ее сама (включая и те требования, которые ВЫХОДЯТ за рамки раздела 8);

б) пункта 8.4, включая оценку и выбор аутсорсеров в соответствии с требованиями последнего абзаца п. 8.4.1 и управления ими в объеме требований пп. 8.4.2 и 8.4.3.

При этом самое главное, что КОНКРЕТНЫЕ виды, способы, механизмы и критерии управления тем или иным аутсорсером должны позволить организации обеспечить ПРИЕМЛЕМЫЙ уровень риска несоответствий заказанных у него видов деятельности соответствующим требованиям ГОСТ Р ИСО 9001—2015 и собственным требованиям организации. Определить же виды, способы, механизмы и критерии, а при сертификации СМК еще и представить убедительные аргументы их достаточности организация должна самостоятельно. Помочь в этом могут описания опыта взаимодействия с аутсорсерами разных организаций, представленные в соответствующих публикациях, включая Интернет.

Автор надеется, что вышесказанное поможет службе качества данной (и не только) организации в решении задачи по разработке «правильной» процедуры реализации требований п. 8.4 ГОСТ Р ИСО 9001—2015 в отношении соответствующих аутсорсинговых процессов.

ИСТОЧНИКИ

1. Качалов В.А. Что же это такое — «аутсорсинг»? // Методы менеджмента качества, 2008, №№ 4 и 5.

2. Качалов В.А. ISO 9001:2015. Международный стандарт на системы менеджмента качества. Наблюдения, интерпретация, анализ, критика, советы. — М.: ИздАТ, 2020.

3. ГОСТ Р ИСО 9001—2015. Системы менеджмента качества. Требования.