Сборник руководств Группы по практике аудитирования
Роль и ценность контрольного перечня вопросов по аудиту (чек-листа)
Введение
Настоящий документ содержит информацию о роли контрольного перечня вопросов по аудиту (чек-листа) и его использовании в целях активной поддержки процесса аудита.
Несмотря на то, что документ адресован в первую очередь внешним аудитирующим организациям (включая органы по регистрации и сертификации), содержащаяся в нем информация может в равной степени использоваться любой организацией, проводящей внутренние аудиты.
Аудитирование процессов обратной связи от потребителя
1. Введение
Процесс обратной связи от потребителя является важной частью системы менеджмента качества, и поэтому ему следует уделять адекватное внимание во время аудита третьей стороной. Обратная связь от потребителя является одним из основных показателей деятельности, который может использоваться для того, чтобы судить об общей результативности СМК. Поэтому для аудитора важно верифицировать, что:
Демонстрирование соответствия стандарту («Проведение аудита по разделам стандарта» или «Проведение аудита по процессам аудитируемой организации»)
При оценке соответствия стандарту контрольного перечня вопросов по аудиту (чек-листа) может быть недостаточно.
В конце аудита аудитору следует быть в состоянии знать, все ли требования стандарта выполнены или не все.
Попытки показать соответствие стандарту часто приводят к использованию контрольных перечней вопросов (чек-листов), дающих аудитору возможность проверить выполнение требований стандарта одно за другим и уверенность в том, что при этом будут охвачены все требования. Такой базовый подход, заключающийся в заполнении контрольного перечня вопросов, является легким способом обеспечить, чтобы было проверено выполнение всех требований стандартов. Однако, учитывая подход ИСО 9001, выполнение аудита с использованием обобщенного (универсального) контрольного перечня вопросов (чек-листа) может препятствовать аудитору в сборе свидетельств результативного взаимодействия между процессами.
Установление «применимых/ уместных» процессов
1. Терминология
Когда терминология, используемая аудитируемым лицом, отличается от терминологии, используемой аудитором, последнему следует осознавать понятия ИСО 9001, используя ИСО 9000, и мысленно или письменно осуществлять перекрестную связь между определениями аудитируемого лица и собственными определениями одних и тех же понятий, избегая использования жаргона менеджмента качества.
Документирование несоответствия
В фокусе аудита любой системы менеджмента стоит определение того, разработана ли система менеджмента, результативно ли она внедрена и поддерживается ли она в рабочем состоянии. Организация становится зарегистрированной/сертифицированной на основе того, что она результативно внедрила систему менеджмента, которая соответствует требованиям ИСО 9001. Итак, акцент аудита системы менеджмента следует сделать на верификации соответствия, а не на документировании несоответствий.
Как результативно использовать ИСО 19011
ИСО 19011 «Руководящие указания по проведению аудитов систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента» содержит руководящие указания по проведению аудитов первой, второй и третьей стороной как систем менеджмента качества, так и систем экологического менеджмента. И хотя многое из стандарта относится к аудитам СМК, проводимым третьей стороной, не все его пункты являются прямо применимыми к таким аудитам. Стандарт содержит варианты, относящиеся к методам аудитирования и компетентности аудиторов, но их содержание не является обязательным.
Как добавить ценность во время процесса аудита
1. Что мы имеем в виду под «добавлением ценности»?
Мы столько слышим о важности «добавления ценности» во время аудитов системы менеджмента качества (СМК), но что это означает на самом деле? Можно ли добавить ценность, не подвергая риску целостность аудита или не осуществляя консультирования? В принципе, всем аудитам следует добавлять ценность, но так происходит не всегда.