Вначале имеет смысл ответить на ключевой вопрос самой коллизии: обоснована ли претензия аудиторов?
Ответ на этот вопрос далеко не однозначен. И вот почему.
В объем требований к компетентности, установленный в п. 6.2.1 стандарта ISO 9001:2008, входит четыре компонента: образование, подготовка, навыки и опыт1. В нашем случае важно подчеркнуть, что в стандарте требуется УСТАНОВЛЕНИЕ требований к компетентности применительно ко ВСЕМ четырем указанным компонентам. Если это не сделано совсем или требования установлены не ко всем компонентам, аудиторы совершенно обоснованно должны зарегистрировать это как несоответствие.
Однако остается вопрос: ГДЕ именно должны быть установлены эти требования? В частности, должен ли это быть ОДИН документ или их может быть несколько? Ответ на последний вопрос следующий: это как раз не ВАЖНО!
Требования к компетентности могут быть установлены как в одном документе (что представляется, вроде бы, более логичным, но, как оказывается, данное соображение справедливо далеко не всегда), так и в нескольких документах. Важно лишь, чтобы (как говорится в этом разделе ISO 9001:2008 СОВМЕСТНО с разд. 6.2.2) для персонала, выполняющего работу, влияющую на соответствие требованиям к продукции, требования к компетентности были УСТАНОВЛЕНЫ И ВЫПОЛНЕНЫ.
Если речь идет о сотрудниках, занимающих должности руководителей, специалистов и служащих, то требования к компетентности кандидатов на эти должности обычно указываются в одном документе: положении о подразделении (если это руководитель) или в должностной инструкции. Основой для установления этих требований является круг закрепляемых за этим сотрудником должностных/функциональных обязанностей, формирующих требования к ДОЛЖНОСТНОЙ компетентности.
Для этой группы НЕПРАВИЛЬНО сотрудника назначать на ДОЛЖНОСТЬ, если у него нет соответствия требованиям к его ДОЛЖНОСТНОЙ компетентности.
Если же он был назначен на должность В СООТВЕТСТВИИ с должностной компетентностью, то далее Все выполняемые им работы проистекают из закрепленных функций и уже НЕ ТРЕБУЮТ установления каких-то ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ или УТОЧНЕННЫХ требований к его компетентности.
А вот относительно лиц, занимающих рабочие должности, ситуация несколько иная.
Они ВСЕГДА действуют не сами по себе, а по производственному заданию, выдаваемому их руководителем. сегодня это может быть одно, завтра — другое. Поэтому требования к компетентности ИСПОЛНИТЕЛЯ-РАБОЧЕГО обычно устанавливают каждый раз ОТДЕЛЬНО, отталкиваясь от специфики поручаемой работы. В этом случае формируются требования не к должностной, а к ОПЕРАЦИОННОЙ (ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ) компетентности, соотнесенной со спецификой конкретной операции или совокупности операций.
Рабочих, уже НАЗНАЧЕННЫХ на должность, НЕПРАВИЛЬНО назначать на ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ, если у них нет СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ этой работе ОПЕРАЦИОННОЙ (ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ) компетентности.
Сами же требования к ТАКОЙ компетентности в зависимости от характера производственного задания обычно существенно ОТЛИЧАЮТСЯ. За примерами ходить далеко не надо: для проведения РАЗНЫХ химических анализов могут требоваться РАЗНЫЕ уровни компетентности в зависимости от методики выполнения измерений.
Для нас в отношении рабочих важно то, что в этих методиках (или, как в рассматриваемом случае, в рабочих инструкциях) может устанавливаться необходимый уровень компетентности исполнителя работ НЕ ПО ВСЕМ четырем критериям СРАЗУ, а ограничиваться, например, установлением требований только к продемонстрированным навыкам. В частности, эти требования могут содержать лишь требования к разряду рабочего с учетом его специализации. Достаточно, например, указать, что здесь необходим лаборант-химик не ниже четвертого разряда. требования же к ДРУГИМ компонентам компетентности вполне могут быть установлены в ДРУГИХ документах, например, в «Положении о химической лаборатории», в «Положении о лаборанте химической лаборатории» или в «Должностной инструкции лаборанта химической лаборатории».
Поэтому полностью обоснованным приведенное несоответствие можно было бы признать лишь в том случае, если бы требования к образованию данного лаборанта не были установлены ВООБЩЕ. Однако из письма это, строго говоря, не следует.
Если же такая ситуация действительно имела место, то несоответствие должно быть сформулировано ПО-ДРУГОМУ, более четко и однозначно, например: «Не установлены требования к образованию лаборанта».
В сформулированном же виде несоответствие признать обоснованным нельзя, поскольку НЕЯСНО, какое именно требование стандарта ISO 9001:2008 было здесь нарушено.
Теперь можно ответить на поставленные вопросы.
1.Компетентность и уровень образования — это НЕ равнозначные понятия. Уровень образования — это только один из четырех компонентов, с помощью которых в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2008 должна оцениваться компетентность сотрудников.
2. Уверен, что никаких НОРМАТИВНЫХ (т. е. ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ для применения) документов, устанавливающих уровень образования для ПРИНИМАЕМЫХ на работу в металлургической отрасли, просто НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Данные требования (в общем случае) организация вправе устанавливать сама. В случае же внедрения СМК на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2008 организация будет это делать ОБЯЗАНА.
3. Если в ЕТКС не установлены требования к уровню образования, то организация, сертифицирующаяся СМК на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2008, ДОЛЖНА установить такие требования сама, ибо это — один из ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ компонентов компетентности.
Особое место здесь занимает случай, когда к образованию (в данном случае лаборанта) не будут предъявляться какие-то требования. Однако это ТОЖЕ должно быть УСТАНОВЛЕНО, например, в виде следующего положения: «требования к образованию лаборанта не предъявляются».
_______________________
1Более подробно их содержание рассмотрено в публикациях:
КачаловВ.А. Что требуется оценить в действиях по обеспечению компетентности персонала: их результативность или эффективность?// Методы менеджмента качества. – 2008. – № 12; 2009. – № 1.
КачаловВ.А. Правда ли, что в системах менеджмента качества требования к компетентности персонала более жесткие, чем в системах экологического менеджмента? // Методы менеджмента качества. – 2012. – № 11..