• Во время очередного наблюдательного аудита нашей системы менеджмента качества внешними аудиторами было сделано замечание:«В рабочей инструкции лаборанта химического анализа не установлены требования к его компетентности». При этом речь шла об отсутствии в инструкции установленных требований к его образованию.

    У нас требования по рабочим профессиям устанавливаются на основании Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКс), где чаще всего для профессий с разрядом ниже пятого уровень образования не установлен. В связи с этим у нас возникли вопросы. «Компетентность» и «уровень образования» — это равнозначные понятия?

  • Вопрос: Какие нормативные документы устанавливают уровень образования для принимаемых на работу сотрудников металлургической отрасли? Для тех специальностей, к которым в ЕТКс не установлены требования к уровню образования, должна ли организация устанавливать такие требования сама?
  • Автор: Качалов В.А.

Вначале имеет смысл ответить на ключевой вопрос самой коллизии: обоснована ли претен­зия аудиторов?

Ответ на этот вопрос далеко не однозначен. И вот почему.

В объем требований к компетентности, установленный в п. 6.2.1 стандарта ISO 9001:2008, входит четыре компонента: образование, подготовка, навыки и опыт1. В нашем случае важно подчеркнуть, что в стандарте требуется УСТАНОВЛЕНИЕ требований к компетентности применительно ко ВСЕМ четырем указанным компонентам. Если это не сделано совсем или требования установлены не ко всем компонен­там, аудиторы совершенно обоснованно должны зарегистрировать это как несоответствие.

Однако остается вопрос: ГДЕ именно должны быть установлены эти требования? В частности, должен ли это быть ОДИН документ или их может быть несколько? Ответ на последний вопрос следующий: это как раз не ВАЖНО!

Требования к компетентности могут быть установлены как в одном документе (что представляется, вроде бы, более логичным, но, как оказыва­ется, данное соображение справедливо далеко не всегда), так и в нескольких документах. Важно лишь, чтобы (как говорится в этом разделе ISO 9001:2008 СОВМЕСТНО с разд. 6.2.2) для персонала, выполняющего работу, влияющую на соответствие требованиям к продукции, требования к компетентности были УСТАНОВЛЕНЫ И ВЫПОЛНЕНЫ.

Если речь идет о сотрудниках, занимающих должности руководителей, специалистов и служащих, то требования к компетентности кандидатов на эти должности обычно указываются в одном документе: положении о подразделении (если это руководитель) или в должност­ной инструкции. Основой для установления этих требований является круг закрепляемых за этим сотрудником должностных/функциональ­ных обязанностей, формирующих требования к ДОЛЖНОСТНОЙ компетентности.

Для этой группы НЕПРАВИЛЬНО сотрудника назначать на ДОЛЖНОСТЬ, если у него нет соответствия требованиям к его ДОЛЖНОСТНОЙ компетентности.

Если же он был назначен на должность В СООТВЕТСТВИИ с должностной компетентностью, то далее Все выполняемые им работы проистекают из закрепленных функций и уже НЕ ТРЕБУЮТ установления каких-то ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ или УТОЧНЕННЫХ требований к его компетентности.

А вот относительно лиц, занимающих рабочие должности, ситуация несколько иная.

Они ВСЕГДА действуют не сами по себе, а по производственному заданию, выдаваемому их руководителем. сегодня это может быть одно, завтра — другое. Поэтому требования к компетентности ИСПОЛНИТЕЛЯ-РАБОЧЕГО обычно устанавливают каждый раз ОТДЕЛЬНО, отталкиваясь от специфики поручаемой работы. В этом случае формируются требования не к должностной, а к ОПЕРАЦИОННОЙ (ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ) компетентности, соотнесенной со спецификой конкретной операции или совокупности операций.

Рабочих, уже НАЗНАЧЕННЫХ на должность, НЕПРАВИЛЬНО назначать на ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ, если у них нет СООТВЕТ­СТВУЮЩЕЙ этой работе ОПЕРАЦИОННОЙ (ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ) компетентности.

Сами же требования к ТАКОЙ компетентности в зависимости от характера производственного задания обычно существенно ОТЛИЧАЮТСЯ. За примерами ходить далеко не надо: для проведения РАЗНЫХ химических анализов могут требоваться РАЗНЫЕ уровни компетентности в зависимости от методики выполнения измерений.

Для нас в отношении рабочих важно то, что в этих методиках (или, как в рассматриваемом случае, в рабочих инструкциях) может устанавливаться необходимый уровень компетентности исполнителя работ НЕ ПО ВСЕМ четырем критериям СРАЗУ, а ограничиваться, например, установлением требований только к продемонстрированным навыкам. В частности, эти требования могут содержать лишь требования к разряду рабочего с учетом его специализации. Достаточно, например, указать, что здесь необходим лаборант-химик не ниже четвертого разряда. требования же к ДРУГИМ компонентам компетентности вполне могут быть установлены в ДРУГИХ документах, например, в «Положении о химической лаборатории», в «Положении о лаборанте химической лаборатории» или в «Должностной инструкции лаборанта химической лаборатории».

Поэтому полностью обоснованным приведенное несоответствие можно было бы признать лишь в том случае, если бы требования к образованию данного лаборанта не были установлены ВООБЩЕ. Однако из письма это, строго говоря, не следует.

Если же такая ситуация действительно имела место, то несоответствие должно быть сформулировано ПО-ДРУГОМУ, более четко и однозначно, например: «Не установлены требования к образованию лаборанта».

В сформулированном же виде несоответствие признать обоснованным нельзя, поскольку НЕЯСНО, какое именно требование стандарта ISO 9001:2008 было здесь нарушено.

Теперь можно ответить на поставленные вопросы.

1.Компетентность и уровень образования — это НЕ равнозначные понятия. Уровень образования — это только один из четырех компонентов, с помощью которых в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2008 должна оцениваться компетентность сотрудников.

2. Уверен, что никаких НОРМАТИВНЫХ (т. е. ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ для применения) документов, устанавливающих уровень образования для ПРИНИМАЕМЫХ на работу в металлургической отрасли, просто НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Данные требования (в общем случае) организация вправе устанавливать сама. В случае же внедрения СМК на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2008 организация будет это делать ОБЯЗАНА.

3. Если в ЕТКС не установлены требования к уровню образования, то организация, сертифицирующаяся СМК на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2008, ДОЛЖНА установить такие требования сама, ибо это — один из ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ компонентов компетентности.

Особое место здесь занимает случай, когда к образованию (в данном случае лаборанта) не будут предъявляться какие-то требования. Однако это ТОЖЕ должно быть УСТАНОВЛЕНО, например, в виде следую­щего положения: «требования к образованию лаборанта не предъявляются».

_______________________

1Более подробно их содержание рассмотрено в публикациях:

КачаловВ.А. Что требуется оценить в действиях по обеспечению компетентности персонала: их результативность или эффективность?// Методы менедж­мента качества. – 2008. – № 12; 2009. – № 1.

КачаловВ.А. Правда ли, что в системах менеджмента качества требования к компетентности персонала более жесткие, чем в системах экологического ме­неджмента? // Методы менеджмента качества. – 2012. – № 11..

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies.
Ok