Сборник руководств Группы по практике аудитирования
Аудитирование выполнения законодательных и нормативных требований
ИСО 9001 требует, чтобы организация идентифицировала законодательные и нормативные требования, применимые к ее продукции (включая предоставляемые услуги), и управляла ими. Самой организации решать, как это делать внутри ее СМК.
Организации следует демонстрировать, что законодательные и нормативные требования, применимые к ее продукции/услугам, должным образом идентифицированы, имеются в наличии и их легко найти.
Понимание процессного подхода
1. Помощь аудитору в интерпретации процессного подхода
Если аудитор не понимает или неправильно понимает процессный подход, направьте его к признанным источникам информации, таким, как стандарт ИСО 9000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» и документ ISO/TC 176/SC 2/N544 «Руководство по концепции и использованию процессного подхода» из «Пакета документов по вводу и поддержке ИСО 9000», который имеется в наличии по адресу http://www.iso.org/tc176/sc2.
Органу по сертификации следует обеспечить, чтобы все его аудиторы получили достаточную подготовку по требованиям ИСО 9001, особенно по тем, которые относятся к процессному подходу. Аудитору следует осознать, что этот подход включает в себя несколько шагов, в т.ч.:
Аудитирование результативности внутренних аудитов
1. Введение
Организациям, стремящимся иметь подходящую, адекватную и результативную систему менеджмента качества, необходимо проводить внутренние аудиты для обеспечения того, чтобы СМК функционировала так, как предполагалось, и чтобы выявлять слабые связи в системе, равно как и потенциальные возможности для улучшения. Внутренний аудит действует как механизм обратной связи для высшего руководства; он может дать высшему руководству и другим заинтересованным сторонам гарантию того, что система соответствует требованиям ИСО 9001. То, как осуществляется менеджмент процесса внутреннего аудита, является ключевым фактором для обеспечения результативности системы менеджмента качества.
Аудитирование сервисных организаций
1. Введение
Хотя ИСО 9001 предназначен для применения ко всем видам организаций, независимо от их типа, размера или предоставляемой продукции, существует ряд характеристик сервисных организаций, которые требуют особого внимания в ходе аудита, осуществляемого третьей стороной. Настоящий документ ставит своей целью предоставить аудиторам руководящие указания по аудитированию соответствия сервисных организаций требованиям ИСО 9001. Особый акцент уделен требованиям разделов 7.3 «Проектирование и разработка», 7.5.2 «Валидация процессов производства продукции и предоставления услуг» и 8.3 «Управление несоответствующей продукцией».
Беспристрастность аудиторов третьей стороны и конфликт интересов
Беспристрастность и объективность аудиторов являются основными предпосылками для результативного и последовательного аудита.
Настоящий документ иллюстрирует практику хорошего поведения для пользы самих аудиторов и органов, отвечающих за оценивание поведения аудиторов, т.е. органов по сертификации/регистрации (ОСР) и органов по аккредитации (см. также ISO/PAS 17001).
Аудитирование коммуникации с потребителями
1. Введение
Процесс результативной коммуникации с потребителями вносит вклад в успех системы менеджмента качества любой организации и, в конечном счете, ведет к успеху самой организации. И напротив, многие проблемы, которые возникают у организация со своими потребителями, часто могут быть связаны с плохой коммуникацией.
Аудитирование менеджмента ресурсов
Аудиторам следует верифицировать, что менеджмент ресурсов, необходимых для внедрения, поддержания в актуальном состоянии и улучшения системы менеджмента качества, осуществляется адекватно. Это означает, что организации надлежит идентифицировать, планировать, предоставлять, использовать соответствующие ресурсы, осуществлять их мониторинг и, при необходимости, заменять их.