Публикации и информационные материалы, связанные с системами менеджмента

  • Международная организация по стандартизации (ИСО) опубликовала в сентябре этого года новые редакции наиболее популярных стандартов на системы менеджмента — ISO 9001 и ISO 14001. Сейчас они энергично изучаются всеми заинтересованными сторонами
  • Автор: Качалов В.А.
  • Опубликовано: Журнал «Стандарты и качество» 2015 г. № 12 (942)
  • Загрузить: Открыть ссылку

 

• Насколько велика в новых стандартах ISO 9001 и ISO 14001 доля ключевых изменений?

• В чем новые версии этих стандартов повторяют старые?

• Сохранилась ли положительная тенденция в новых версиях?

Международная организация по стандартизации (ИСО) опубликовала в сентябре этого года новые редакции наиболее популярных стандартов на системы менеджмента — ISO 9001 и ISO 14001. Сейчас они энергично изучаются всеми заинтересованными сторонами.

Ключевые изменения, которые внесены в новые версии, начали комментироваться специалистами еще на стадиях их проектов (DIS), а затем, более подробно — на стадии окончательных проектов (FDIS). В результате начиная с лета 2015 г. на эту тему появилось много публикаций, нарастает вал консультационных семинаров, объясняющих, ЧТО в этих стандартах появилось НОВОГО и КАК эти новшества следует воспринимать и реализовывать.

Вместе с тем в отношении новых редакций этих стандартов для сертифицированных организаций не менее важным является и их обратная сторона: а что СОХРАНИЛОСЬ из требований предыдущих версий этих стандартов, перейдя в их новые редакции 2015 г.?

Точный ответ на этот вопрос очень важен. Он призван помочь таким организациям понять, нужно ли вообще, и если — да, то в каком объеме, перерабатывать разработанные ранее и действующие у них сейчас методики, правила, инструкции, процедуры и т.п.

Автор подробно проанализировал и сопоставил между собой требования стандартов на системы менеджмента качества (ISO 9001:2008 и ISO 9001:2015) и на системы экологического менеджмента (ISO 14001:2004 и ISO 14001:2015) именно с ЭТОЙ точки зрения.

Полученные результаты стали приятным открытием, хотя, следует прямо сказать, с точки зрения автора, они были ожидаемыми. В попытке укрепить напрашивающееся заключение они подтолкнули его пойти дальше и провести дополнительно сопоставление ПРЕДЫДУЩЕЙ связанной пары стандартов, а именно: ISO 9001:1994 и ISO 9001:2008. Его итоги только подтвердили сделанное ранее наблюдение.

Подробные результаты всех проведенных сопоставительных анализов представлены в прил. 1—9 [1]. Их обобщающее заключение выглядит следующим образом (см. прил. 1—3).

Первое. Требования ПОДАВЛЯЮЩЕГО БОЛЬШИНСТВА самостоятельных разделов и подразделов ISO 9001:1994, а именно: 48 из 57, т.е. более 80%, ISO 9001:2008 (34 из 51), т.е. более 65%, и ISO 14001:2004 (15 из 18), т.е. более 80%, если не принимать во внимание отдельные исключенные положения, перешли соответственно в требования ISO 9001:2008, ISO 9001:2015 и ISO 14001:2015 практически ДОСЛОВНО.

Второе. В оставшихся 9 из 57 разделов ISO 9001:1994, 17 из 51 разделов ISO 9001:2008 и 3 из 18 разделов ISO 14001:2004. БОЛЬШИНСТВО требований (с учетом исключенных положений) тоже перешло соответственно в требования ISO 9001:2008, ISO 9001:2015 и ISO 14001:2015 практически ДОСЛОВНО, и только 9 КОНКРЕТНЫХ требований ISO 9001:1994, 18 требований ISO 9001:2008 и 3 требования ISO 14001:2004 не перешли НАПРЯМУЮ соответственно в ISO 9001:2008, ISO 9001:2015 и ISO 14001:2015, но имеют там АНАЛОГИИ, представленные, как правило, в более РАСШИРЕННОМ и ОБОБЩЕННОМ ВАРИАНТЕ.

Что из этого всего следует?

Во-первых, полученные результаты иллюстрируют базовую устойчивость исходных моделей СМК и СЭМ, разработанных еще в прошлом веке. Вне сомнения: корень этого — в высоком уровне методической проработанности их концепций.

Во-вторых, они демонстрируют приверженность ИСО принципу эволюционости, или здравой революционости, в подходах к актуализации международных стандартов на системы менеджмента.

Последнее обстоятельство уже само по себе является приятным. Но оно становится особенно ценным в свете стартовавшего несколько лет назад принципиально нового подхода ИСО к построению внутренней структуры как всех новых, так и всех актуализируемых международных стандартов на системы менеджмента, получившей название «структура высокого уровня» (high-level structure).

Проведенный анализ показывает, что актуализация таких стандартов с одновременным переходом на новую структуру не сопровождается никакой «крутой ломкой» их СОДЕРЖАНИЯ. Другими словами, такие переходы, действительно, оказались эволюционными, обеспечивающими — несмотря на существенную переструктуризацию — ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ключевых положений предыдущих редакций стандартов. Примеры ISO 9001:2015 и ISO 14001:2015 наглядно подтверждают это.

Подобная особенность подхода Международной организации по стандартизации не только приятна, но и, действительно, важна для всех пользователей таких стандартов. Будем надеяться, что этого принципа ИСО будет придерживаться по отношению и ко всем другим стандартам на системы менеджмента. Примеры ISO 9001 и ISO 14001 следует только множить.

В-третьих, обращает на себя внимание еще одно очень важное и примечательное обстоятельство.

Из числа ИСКЛЮЧЕННЫХ требований к СМК БОЛЬШИНСТВО относится к требованиям о необходимости ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ — процедур, данных, свидетельств. Это видно из того, что ТАКИХ требований (см. прил. 4 и 5) ISO 9001:1994, не попавших в ISO 9001:2008, — 15 из 27 (55%), ISO 9001:2008, не попавших в ISO 9001:2015, — 12 из 22 (55%).

Если же говорить о стандартах на системы экологического менеджмента, то не попавших в ISO 14001:2015 требований ISO 14001:2004 об обязательности документирования «чего-то» или разработке каких-то отдельных процедур и того больше — 10 из 12, т.е. 80% (см. прил. 6).

Этот факт наглядно демонстрирует нацеленность ИСО на предоставление все большей и большей свободы организациям при определении объема документирования своих систем менеджмента, когда они в качестве модели для их создания выбирают соответствующие стандарты ISO. Сами же стандарты при таком подходе становятся более «мягкими», а значит и более привлекательными.

Вне сомнения, и преемственность, и растущая «гибкость» относятся к таким тенденциям развития стандартов ISO на системы менеджмента, которые можно только приветствовать. Очень хочется, чтобы указанные выше особенности развития ISO 9001 и ISO 14001 отражали фактические намерения ИСО, а не остались лишь приятным исключением. Нам всем остается только получить подтверждение приверженности ISO этому подходу. Ближайший ожидаемый многими повод убедиться в этом — запланированный на 2016 г. выход нового стандарта ISO 45001:2016, призванного заменить OHSAS 18001:2007.

Что касается практических выводов из рассмотренной проблемы, то представляется, что теперь сертифицированные организации могут сделать его для себя сами.

П р и л о ж е н и е 1

Сводные результаты сопоставления требований ISO 9001:1994 с требованиями ISO 9001:2008 (на основе приложения 4)

Сводные результаты сопоставления требований ISO 9001:1994 с требованиями ISO 9001:2008

П р и л о ж е н и е 2

Сводные результаты сопоставления требований ISO 9001:2008 с требованиями ISO 9001:2015 (на основе приложения 5)

Сводные результаты сопоставления требований ISO 9001:2008 с требованиями ISO 9001:2015

П р и л о ж е н и е 3

Сводные результаты сопоставления требований ISO 14001:2004 с требованиями ISO 14001:2015 (на основе приложения 6)

Сводные результаты сопоставления требований ISO 14001:2004 с требованиями ISO 14001:2015

_______________

[1] публикации приводятся лишь прил. 1—3. С полной версией статьи, включающей в себя все приложения, можно познакомиться на сайте журнала www.stk.ru. — Прим. редакции.